В субботу, в День семьи, любви и верности совершила небольшое путешествие вместе с двумя моими близкими друзьями по окрестностям Талицкого края. На этот раз путь наш лежал по историческим местам крестьянского восстания 1921 года против реформ нового советского правительства в отношении крестьянства. Мы побывали в селе Смолинское, прошлись по деревне, где по дорогам машины не ездят и как в детстве захотелось походить по траве - мураве. Побывали в замечательном музее, где нас встретила гостеприимная хозяйка Чертовикова Валентина Ивановна с ветеранами, своими общественными помощниками. История села, быта, культуры представлены на стендах и стеллажах, в альбомах, любовно оформленные и бережно уложены в зоны экспозиций. Чусовитина Елена Михайловна встретила нас в библиотеке и была нашим гидом по Смолинскому краю. Мы побывали в " старой деревне", где когда - то стояла большая церковь, где создавались первая коммуна и колхоз, где проходили в логах кровавые бои отрядов восставших крестьян против отрядов советской власти. Далее наш путь лежал в Катарацкую сторону. Обзорную экскурсию по трем селам: Беляковский Катарач, Средний Катарач, Нижний Катарач, завершила дорога на Антрак, та самая, проселочная, по которой двигались повстанческие отряды, беспощадные в своей ярости, в наши Буткинские края из Шатрово Курганской области, Исетска и Ишима. Именно Катарчи первыми ощутили всю мощь и натиск" бородачей". В музеее сельского Дома культуры есть музей, пусть и не большой, но с очень редкими экспонатами: гармонь - однорядка, деревянная стиральная доска, буфет для посуды, не хуже купеческого, подлинные наряды крестьян конца 19 - начала 20 веков., и многое...Особым помыслом нашей поездки было, конечно же, изучить, вернее соприкоснуться к удивительному феномену Катарацкого пения. Встреча с участниками Катарацкого фольклорного хора, их пение, разноголосие, придали необычный колорит и оттенок нашей экскурсии. За чашкой чая, пением старинных песен, мы окунулись в детство, когда пело казалось все село, в праздничные дни и другие особо значимые,
во всех избах распевались. Удивительно, что проголосье в Катарачах разное, в Беляковском одно, в Среднем другое, а в Нижнем третье. Манера исполнения у каждого села своя. Об истории хора рассказала нам руководитель Рыжкова Викторина Юрьевна, потомственный хормейстер, продолжатель дела своего отца. Ни об истории сел, ни о хоре я не расскажу в этой заметке, читайте в моей группе " Буткинские былинки" о кровавом восстании, и о хоре, скажу лишь, что "высокос" выводила Квашнина Лидия Петровна, с детских лет поющая в хоре.
День оказался полон положительных эмоции, любви, добра и дружбы. Рада была встрече со старыми друзьями и коллегами, знакомству с новыми. Спасибо, дорогие, за встречу, за Ваш подвижнический труд, за неравнодушие, за доброту и любовь к своей малой родине, к людям, истокам своих корней, за память, за талант, за то, что Вы такие, за то, что Вы есть! Не высказать слова благодарности, остаюсь на веки поклонницей, напиталась от Вас старины, думаю, должны появиться новые " былинки". Да, в библиотеки сел подарила свою говорящую книгу "Буткинские былинки", записанную в студии звукозаписи в Свердловской областной специальной библиотеке для слабовидящих и незрячих людей им. Мамина - Сибиряка. Книга озвучена, мною, автором. Директор библиотеки Ирина Анатольевна Гильфанова и краевед, фольклорист, руководитель Мохиревского краеведческого музея Дмитрий Анатольевич Неупокоев, участники нашей экспедиции, соприкоснулись к редкому явлению в культуре Урала, своеобразному фольклору, говору, необыкновенному пению и главное к великой истории сел и великой любви людей, что живет в их сердцах! Низкий поклон!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 23