Вроде как не изобрели ещё.
Но побывать в прошлом, посмотреть как жили наши предки, уточнить некоторые детали событий всё же хотелось бы. А пока приходится опираться на рассказы односельчан, просматривать архивные записи, брошюры, изданные в нашей библиотеке. Кое-где есть небольшие расхождения, но, в общем-то, история села Верхотулье просматривается. А вот про деревни Серяки и Сухие Прудки мало что знаем, хотя точно известно, что они были основаны раньше Верхотулья.
«Можно предположить, что деревня Серяки была основана в конце восемнадцатого века (если не раньше). В деревне жил участник русско-турецкой войны (1877-1878 гг..), из тех людей, которые служили еще 25 лет на царской службе.» (из материалов Верхотульской школы)
А недавно заходил ко мне житель Кислицын Анатолий Николаевич. Он родился, вырос и всю жизнь прожил в деревне Серяки. В разговоре коснулись истории образования села, и он стал рассказывать про свою деревню. Надо было включить диктофон! Но поздно спохватилась, так разговор захватил. Но… что запомнилось.
Да, деревня Серяки образовалась раньше Верхотулья. По словам Анатолия Николаевича, дом (что-то типа молитвенного), где проходили службы в деревне Серяки, находился по улице Проезжей, 4. Сейчас там ничего нет, не сохранилось. Сам дом был довольно большим, помещение обширное, но потолки низкие. Проживал там человек по фамилии Сероев. Он приглашал жить в деревню, привозил будущих жителей. Возможно, исходя из его фамилии, деревня получила название СЕРЯКИ. Был ли он священнослужителем – неизвестно. От этого дома на юг до сих пор сохранились деревья, стоящие в ряд. В основном, тополя. Говорят, что высаживали их священнослужители.
Потом было решено построить церковь. В Серяках жили и простые люди и купцы. Но в то время свободные земли были в дефиците. И когда для будущей церкви вырыли яму под фундамент, то местные мужики ночью навозили туда воды. Приехавшие строители посчитали, что на таком месте строить церковь нецелесообразно, поэтому будущую церковь перенесли в другое место ближе к Сухим Прудкам. Место, где планировалось построить церковь, назвали Соборник (от слова «собор»). Название осталось и до сих пор используется, а церковь здесь так и не появилась.
Было в Серяках и своё кладбище. Если идти по улице Дачная (сейчас там нет жилых домов, только полуразрушенные) примерно километра два-три, то по правую сторону располагались места захоронения. До каких времен здесь хоронили своих жителей серяковцы – неизвестно. Предположительно, до появления села Верхотулье (1860-1864 гг.)
После, уже в советское время, здесь проводились мелиоративные работы, и кладбище просто сравняли с землей.
Анатолий Николаевич вспоминает, как в 1974 году на тракторе разравнивал место для постройки склада минеральных удобрений. В процессе работы наткнулся на слой угля, тут же остановился. Это было какое-то захоронение. Оказывается, в прежние времена, после того как могила вырыта, клали на дно ямы уголь (сантиметров 10), чтобы впитывал влагу, и только потом опускали гроб с умершим. Так вот, поспрашивал он сразу же стариков-старожилов, но никто из них не помнил, чтобы на этом месте кого-то хоронили. Ни гроба, ни останков уже не осталось. Только уголь.
Решила поискать в интернете: за сколько лет от человеческих останков не останется и следа. Решающую роль, конечно же, играют различные условия, но сказано, что пока до костей могут добраться только бактерии или мелкие насекомые, и пока они сухие, они могут сохраняться нетронутыми (поддающимися идентификации) в течение 300 лет. Приводится даже такой пример: «Кости Ричарда III обнаружили несколько лет назад. Учитывая, что он умер в 1485 году, кости сохраняются в почве около 5 столетий.».
В общем, «дело ясное, что дело тёмное». А ещё говорят, что за лесочком, который за складом минеральных удобрений (кстати, склада уже нет - разобрали) была деревня. Название никто не помнит. Возможно, на месте, где нашлось захоронение, и было местное кладбище. Но, опять же, ВОЗМОЖНО.
В общем, живут люди в наших местах уже несколько столетий.
Ну, и к слову, о праздниках и о кладбищах. Недавно был Праздник Святой Троицы. В детстве, помню, когда я гостила у бабушки, то утром в этот день просыпалась от запаха свежескошенной травы. Она была везде на полу, а в косяки воткнуты березовые веточки с молодыми зелеными листочками.
Как обычно, в Троицкую поминальную субботу все ходят на кладбище и поминают своих умерших родственников и друзей. Наша семья – не исключение. И мы тоже побывали на Верхотульском кладбище и навестили своих.
А потом одна из дочерей рассказала, как к ней обратился мужчина, родственники которого жили когда-то в нашей округе, и похоронены на другом кладбище, в простонародье называемом «Желудовским» (недалеко находилась деревня Желудки) или «Новым». Он хочет приехать летом и побывать на могилах родственников. Спрашивает, существует ли это кладбище, и есть ли туда дорога.
Когда-то, лет двадцать назад, мне доводилось там бывать, но потом вроде незачем было. Знаю, что там появилось много поросли, и всё просто ею затянуло.
А тут поговорили, да и, не откладывая, решили съездить туда посмотреть «что и как». Поехали туда вчетвером, дорога хорошая.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев