"
Голливудская красавица Оливия де Хэвилленд, прославившаяся ролью Мелани в «Унесенных ветром», и не менее популярная в ту же эпоху звезда фильмов Хичкока, Джоан Фонтейн, были родными сёстрами. Но долгие годы Оливия и Джоан не просто соперничали, а открыто враждовали и были способны публично обвинить друг друга во всех грехах...
Разница в возрасте у Оливии и Джоан была один год и четыре месяца: Оливия Мэри появилась на свет 1 июля 1916 года, Джоан - 22 октября 1917-го в семье Уолтера де Хэвилленда, адвоката, наследника древнего британского рода, и несостоявшейся театральной актрисы Лилиан Рьюз. В поисках лучшей жизни семья переехала в Японию, где у них и появились на свет две дочери. Оливия была настоящим подарком судьбы: красивая, здоровая, тихая и послушная девочка. А вот Джоан родилась болезненной, страдала от экземы, кричала круглые сутки, чем изводила родителей и няньку, и стала причиной страданий старшей сестры. Оливии казалось, что всё внимание взрослых отдано младшей дочери. Джоан же, как только начала подрастать, заметила, как родители гордятся красивой и тихой Оливией, что в свою очередь породило в ней ревность и зависть.
Позже в своих мемуарах Джоан писала: «С самого рождения наши родители и няньки воспитывали нас так, что мы не могли не стать соперницами, а наши карьеры лишь подчеркнули эту ситуацию. Как только я начала осознавать себя как личность, я чувствовала себя «особенной». И, как мне кажется, Оливия тоже».
В 1919 году мать девочек уговорила супруга вернуться в Великобританию в надежде на то, что изменение климата окажет положительное влияние на здоровье младшей дочери. Однако по пути домой на борту корабля обе девочки заболели. Семья остановилась в Сан-Франциско, и Лилиан приняла решение остаться в Калифорнии, в то время как ее муж вернулся в Японию. Не прошло и года, как родители Оливии и Джоан развелись.
Вскоре у Лилиан появился поклонник, весьма преуспевающий бизнесмен Джордж Милан Фонтейн.
Он перевез Лилиан с дочерьми в престижный пригород в просторный особняк и стал для Оливии и Джоан настоящим отцом. Джордж следил за тем, чтобы девочек воспитывали как викторианских барышень, хотя на дворе стояли лихие 1920-е. И осанки, и манеры у обеих малышек де Хэвилленд были безупречные, но, к величайшему сожалению отчима, их вечное соперничество порождало массу проблем.
Близкие по возрасту сестры часто ссорились, и неприязнь между ними порой доходила до ненависти. Оливия умело скрывала гнев и обиду, чтобы не расстраивать маму. В школе она поражала всех сдержанностью и доброжелательностью, прекрасно училась, и ее постоянно ставили в пример Джоан, куда менее способной и к тому же не в меру эмоциональной.
Когда девочкам случалось подраться, всегда виноватой выходила Джоан, хотя бы потому, что она не умела вовремя остановиться. Да и зачинщицей драк, как правило, была младшая, зато старшая искусно ее провоцировала.
Так, в возрасте 9 лет Оливия заболела корью и написала шутливое «завещание»: «Оставляю Джоан свою красоту и всех тех мальчиков, которые могли бы в меня влюбиться. Это лучше, чем то, что у нее имеется, то есть - ничего!»
В 16 лет Оливия переехала жить к знакомым, якобы ей было так ближе ходить на курсы машинисток. На самом же деле она записалась в студию при местном театре. Но, будучи девушкой благоразумной, курсы машинописи не бросила и была готова пойти в выбранный отчимом колледж и стать учительницей, если вдруг актерский дебют будет неудачен. Но первая же роль, "Алиса в Стране чудес", сыгранная Оливией на подмостках Театра Саратоги, сделала ее звездой местного масштаба.
Позже она вспоминала: «Впервые меня посетило волшебное чувство, что я одержима героиней, которую я играю. Я по-настоящему ощутила себя Алисой, а когда двигалась по сцене, то на самом деле бродила по Стране чудес. В первый раз в жизни я не просто получила удовольствие от игры, но почувствовала любовь к игре».
Потом была роль шаловливого духа Пака в спектакле «Сон в летнюю ночь», и именно в этой роли Оливию увидел австрийский режиссер Макс Рейнгардт, собиравшийся ставить свою версию шекспировской пьесы.
Он был так впечатлен ее красотой, великолепной дикцией и грацией, что совсем еще юную, едва окончившую школу и нигде не обучавшуюся актерскому мастерству Оливию позвали дублершей на роль одной из главных героинь. А дальше всё было, как в голливудских фильмах: главная актриса заболела накануне премьеры, Оливия вышла на сцену вместо нее и сыграла так блестяще, что Рейнгардт предложил ей сняться в фильме на основе спектакля.
В 1935 году на экраны вышли сразу четыре фильма, в которых снималась юная кинозвезда Оливия де Хэвилленд. Причем четвертым ее появлением на экране стала роль Арабеллы Бишоп в масштабной экранизации романа «Одиссея капитана Блада», где партнером 19-летней Оливии стал Эррол Флинн, истинная звезда начала 1930-х.
Флинн не смог устоять перед красотой молодой актрисы. Романтическая дружба связывала их несколько лет, и они снялись вместе в восьми фильмах, так что зрители уже воспринимали Оливию и Эррола как пару.
Вскоре Оливия подписала долгосрочный контракт с кинокомпанией Warner Brothers Production. Ей предлагали одну роль за другой, и ее карьера шла в гору. Гонорарары позволили снять квартиру, куда вскоре переехала ее мать, к тому времени расставшаяся с Фонтейном. Она стала для дочери неким ангелом-хранителем: постоянное присутствие матери рядом не раз спасало Оливию от домогательств со стороны продюсеров и грязных сплетен.
Джоан тем временем успела поссориться с матерью и отчимом, сбежать к отцу в Японию и снова вернуться в США, где она с горечью поняла, что ей снова придется жить в тени славы сестры. Она сопровождала ее на вечеринки и приемы, о которых в прежние времена и мечтать не могла, но тем сильнее завидовала успеху Оливии. В мемуарах она писала: «Все, что делала мама, было ради Оливии. Теперь Оливия стала главой семьи, ее баловали, над ней тряслись, ей подчинялись... А Джоан стала сносной кухаркой, экономкой и шофером арендованного «Форда» - словом, девочкой на побегушках».
Тогда Джоан решила, что тоже хочет стать актрисой, и сообщила, что отправляется на кастинг. И решив, что двух актрис де Хэвилленд в Голливуде быть не может, Джоан взяла фамилию отчима.
Тем временем Оливия продолжала регулярно воплощать на экране образы добродетельных красавиц. Когда продюсер Дэвид Селзник начал подбор актеров для экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», он сразу же решил предложить Оливии роль Мелани.
Правда, по книге, Мелани Уилкс была некрасива и во всем уступала Скарлетт, а Оливия де Хэвилленд была признанной голливудской красавицей. Но она заинтересовалась ролью и была уверена, что сумеет сыграть так, чтобы не затмить актрису, которую возьмут на роль Скарлетт.
В роли Мелани Оливия была идеальна, все без исключения партнеры по съемочной площадке восхищались ее работой. Вивьен Ли, игравшая Скарлетт, нашла в Оливии друга и душевную опору на всё время съемок.
Единственной проблемой для Оливии стало то, что в период работы над «Унесенными ветром» она впервые влюбилась. Знаменитый плейбой и миллионер, авиатор и кинопродюсер Говард Хьюз относился к Голливуду как к своим охотничьим угодьям, крутил романы то с одной актрисой, то с другой, выбирал самых недоступных и умел найти индивидуальный подход к каждой из них.
Оливия привлекала его не только красотой и талантом, но также имиджем неприступной девицы: она так много работала, что крутить романы ей было просто некогда. Однако Хьюз, умело взявшись за дело, в итоге смог покорить ее сердце. Во время съемок в «Унесенных ветром» Хьюз еженедельно посылал девушке 13 белых орхидей, зная, насколько Оливия суеверна, и хотя ее будет радовать факт внимания с его стороны, одновременно с этим она будет мучаться из-за «несчастливого» числа подаренных цветов. Он признавался ей в любви, но вместе с этим повторял, что у их отношений нет будущего: миллионер и авиатор не собирался жениться.
Когда Хьюз окончательно измучил Оливию, она заявила, что разрывает с ним отношения. Но просто так отпустить её он не мог. Хьюз знал, что у Оливии с детства были сложные отношения с сестрой, и решил уязвить строптивую возлюбленную, сделав предложение руки и сердца ...Джоан.
Конечно, Джоан отвергла предложение миллионера: она понимала, что Хьюз делает это из мести Оливии.
Однако листок бумаги, на котором Хьюз записал для нее номер телефона, она показала сестре - чтобы та не задавалась...
Судьбоносную роль в ее карьере, как и в карьере Оливии, сыграл Дэвид Селзник. Он предложил Джоан главную роль в экранизации бестселлера «Ребекка» Дафны Дюморье. Режиссером фильма был Альфред Хичкок - у него с Джоан сложились очень теплые отношения. Неудивительно, что именно Хичкок разглядел в Джоан Фонтейн талант не меньший, чем у ее знаменитой сестры, и помог ему реализоваться.
А вскоре Джоан была номинирована на премию «Оскар» за лучшую главную роль. Правда, награда досталась Джинджер Роджерс, но начало было положено - о Джоан заговорили как о настоящей звезде. И самое главное - талант Джоан признал главный критик - её мать.
В 1942 году соперничество между сестрами достигло невиданного накала, когда обе были номинированы на «Оскар»: Оливия - за роль в фильме «Задержите рассвет», а Джоан - за роль в фильме Хичкока «Подозрение». В то время церемония награждения проводилась в зале, похожем на ресторанный, так что сестры сидели за одним столом и с замиранием сердца ждали, когда же объявят результат. Репортеры отметили, что Оливия и Джоан смотрели друг на друга, не отрываясь, в тот момент, когда прозвучало имя победительницы: ею стала Джоан Фонтейн.
Актриса потом вспоминала: «Название фильма утонуло в криках, свисте, овациях. Я замерла на месте. Прямо передо мной, по другую сторону стола, сидела Оливия. «Давай же, иди», - сказала она командным тоном. Что же я натворила! Наша детская вражда, дерганье за косички и драки, во время одной из которых Оливия сломала мне ключицу, закружились в калейдоскопе образов. Я была полностью парализована. ... Я подумала, что Оливия сейчас прыгнет на меня через стол и вцепится мне в волосы».
Но Оливия лишь любезно и тепло поздравила сестру. А Джоан сияла от счастья: она отобрала победу не просто у другой актрисы, а у своей вечной соперницы - старшей сестры.
Джоан хотелось опередить Оливию во всем. И замуж она непременно хотела выйти первой. В 1939 году она сочеталась браком с актером Брайаном Ахерном. Он тоже был англичанином и приехал в США в надежде покорить Голливуд.
И хотя этот брак был совсем несчастливым, Джоан с удовольствием демонстрировала журналистам, друзьям, матери и, главное, своей сестре семейную идиллию.
Мировая война на время примирила сестер. Оливия и Джоан вместе работали в госпитале медсестрами, вместе выступали на вечерах, которые проводили для военных благотворительные организации. Но главным делом для Оливии в те годы стало противостояние с киностудией Warner Brothers Production. По существовавшим тогда законам актер, подписавший контракт, обязан был играть все роли, которые ему предлагала киностудия. Оливия же с помощью юристов смогла добиться для актёров большей творческой свободы, что впоследствии было названо «прецедентом де Хэвилленд». За это продюсеры ополчились на актрису и твердили, что никто и никогда больше не станет снимать ее в своих фильмах, однако уже в 1946 году ей удалось заключить новый контракт.
В том же году обе знаменитые сестры вышли замуж. Избранником Оливии стал человек, по мнению окружающих, совершенно ей неподходящий. Маркус Гудрих был мужчиной грубоватым, замкнутым, на 18 лет старше Оливии, с несложившейся карьерой: кем только он не побывал за свою жизнь - и журналистом, и моряком, и менеджером, но ни в чем не преуспел. К моменту знакомства с Оливией Маркус только что выпустил книгу: она не слишком хорошо продавалась, но Гудрих винил в этом примитивные вкусы американских читателей.
Только после свадьбы Оливия узнала, что Гудрих был четырежды женат.
Когда весть об этом дошла до Джоан, она не смогла сдержаться и заявила в присутствии журналистов: «Жалко, что у мужа Оливии было так много жен и всего-навсего одна книга!» Оливия обиделась настолько серьезно, что отказалась общаться и разговаривать с Джоан следующие несколько лет.
В 1947 году Оливия получила «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Каждому свое». Вручала награды в том году Джоан Фонтейн. Оливия взяла статуэтку из ее рук, но от объятий уклонилась. На глазах у всех присутствовавших на церемонии она продемонстрировала неприязнь, которую испытывала к сестре.
После этого они не разговаривали еще 5 лет. Каждая из сестёр за эти годы успела стать матерью.
Джоан в 1948 году родила дочь Дебору, а в 1951 году стала приёмной матерью для Мартиты, девочки из Перу.
В январе 1951 году Джоан развелась со своим супругом, но на протяжении ещё долгого времени продолжалась их тяжба за опеку над Деборой. Джоан ещё дважды выходила замуж, в 1952 году за писателя и в 1964 – за редактора, с которым рассталась через несколько лет.
Оливия в 1949-м родила сына Бенджамина, но брак её был расторгнут, когда малышу не было и четырёх лет. В 1955-м она вновь вышла замуж за редактора Paris Match Пьера Галанта, в браке с которым родила дочь Жизель. Со своим последним мужем Оливия смогла сохранить хорошие отношения после развода и даже ухаживала за ним, когда у бывшего супруга диагностировали онкологическое заболевание. Её сын Бенджамин скончался в 42 года от лимфомы.
Казалось бы, годы и пережитые испытания должны были смягчить сердца сестёр, однако они продолжали соперничать до последнего.
Джоан, у которой не сложились отношения ни с родной дочерью, ни с приёмной, отчаянно ревновала обеих к старшей сестре, ведь обе девочки любили бывать у Оливии.
В 1978 году после смерти матери Джоан обвинила сестру в том, что та не сообщила ей трагическую весть, лишив тем самым возможности проститься с мамой. Это поставило окончательную точку в отношениях двух родных людей - больше они никогда не общались. Джоан лишь однажды сказала в интервью: «Я первой вышла замуж, получила «Оскар» прежде, чем Оливия, и если я умру первой, то она несомненно будет в ярости, потому что я опережу ее и в этом!»
И она опередила. Джоан скончалась во сне 15 декабря 2013 года на 97-м году жизни. На следующий день Оливия впервые за долгие годы упомянула имя сестры, выступив с коротким заявлением о том, как она потрясена смертью Джоан и как скорбит об этой утрате...
Несколько лет Оливия де Хэвилленд оставалась последней живой звездой «золотого века» Голливуда. Ее сердце перестало биться в июле 2020-го, ей было 104 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев