Из школьного курса по русскому языку каждый помнит, что падежей всего шесть. Падежи определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто? что? кого? чего? и т. д.). Давайте их вспомним...
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ — кто? что? — является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.
РОДИТЕЛЬНЫЙ — нет кого? чего? — определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
ДАТЕЛЬНЫЙ — дать кому? чему? — определяет конечную точку действия.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ — вижу кого? что? — обозначает непосредственный объект действия.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — творю кем? чем? — определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности.
ПРЕДЛОЖНЫЙ — думать о ком, о чём.
Существует устойчивое мнение, что в русском языке можно выделить ещё несколько падежей, которые не изучаются в школе. Вот эти падежи.
- ЗВАТЕЛЬНЫЙ падеж присутствует в некоторых современных славянских языках. В русском языке этот падеж существовал в учебниках по грамматике до 1918 года, а потом был упразднён в результате реформы. Использование звательного падежа считается характерным для старорусских слов, относимых сегодня к устаревшим.
Например, такие слова как «старче» и «человече». От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже» (Исусе, Отче, Владыче, Пантелеимоне и т.п.). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся к кому-либо, например: к маме - Мам, к папе – Пап, к дяде – Дядь. Слова образуется путем усечения окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш, (Светуль, Андрюш), заходи!
- МЕСТНЫЙ падеж, его ещё называют второй предложный падеж, указывает на место пребывания предмета. Обычно употребляется с предлогами «при», «в» и «на». Характеризующий вопрос: где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке). В форме местного падежа также находятся слова «дома» (ударение на первый слог), «домой».
Местный падеж называют одним из самых понятных среди альтернативных падежей, так как его формы очевидны, они используются и заменить их нельзя. В современном русском языке форма местного падежа перешла в формы предложного и творительного.
Следует отметить, что в современном украинском языке Звательный и Местный падежи входят в семерку общеупотребительных и изучаемых в школе:
Називний (Именительный),
Родовий (Родительный),
Давальний (Дательный),
Знахідний (Винительный),
Орудний (Творительный),
Місцевий (Местный) и Кличний (Звательный)
А вот Предложного в этом списке нет…
- КОЛИЧЕСТВЕННО-ОТДЕЛИТЕЛЬНЫЙ падеж можно сказать является разновидностью родительного падежа. Он отвечает на те же вопросы, что и родительный падеж, а также указывает на некоторые из его функций. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний. Например, вам предложить чашку (кого? чего?) чая или (кого? чего?) чаю? Обратите внимание, что из классических шести падежей форма «чаю» подпадает под дательный падеж (кому? чему?), но здесь она отвечает на вопрос родительного (кого? чего?). Ещё примеры: «головка чесноку» и «головка чеснока», «налить соку» и «налить сока». Особо заметен количественно-отделительный падеж при употреблении неисчисляемых существительных: мешок сахару, тонна песку (не путать с дательным падежом).
- ЖДАТЕЛЬНЫЙ падеж или родительно-винительный падеж.
Ждательный падеж – весьма сложная форма, поскольку «ждать» мы можем кого-то или чего-то, то по логике должны использовать родительный падеж. Однако иногда этот родительный падеж вдруг принимает форму винительного. Например, мы ждём (кого? чего?) письма, но (кого? что?) маму. А «ждать письмо» или «ждать мамы» — недопустимо.
- ЛИШИТЕЛЬНЫЙ падеж используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (а не правду), не иметь права (а не право). Так выражение «не знать правды» отличается от высказывания «не знать правду». Нельзя сказать, что в варианте с отрицанием мы используем родительный падеж, потому что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного: «не водить машину» (а не машины), «не пить водку» (а не водки). В современном русском языке формам лишительного могут соответствовать формы как родительного так винительного.
Иногда они взаимозаменяемы, но в некоторых случаях необходимо использовать только один из двух вариантов, что говорит в пользу лишительного падежа. Например, «ни шагу назад», с точки зрения лингвистики, звучало бы более правильно, нежели «ни шага назад».
- ОТЛОЖИТЕЛЬНЫЙ падеж (аблатив, исходный). Падеж определяет исходную точку передвижения, его форма сходна с родительным падежом. «От кого?», «отчего?», «откуда?», «от чего?» - именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным, помните, как у Н.А. Некрасова: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
- ПРЕВРАТИТЕЛЬНЫЙ падеж или ВКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Отвечает на вопросы винительного падежа (в кого? во что?). Но употребляется только в речевых оборотах такой формы как: «пойти в космонавты», «выйти в люди», «баллотироваться в депутаты», «годиться в сыновья» и т. п.
Если, анализируя фразу «он пошёл в космонавты», мы будет считать, что «космонавты» — это множественное число, то нам надо поставить это слово в винительный падеж, и получится, что «он пошёл в (кого? что?) космонавтов». Но так не говорят, а говорят «он пошёл в космонавты».
Однако это не именительный падеж, так как:
1) перед «космонавтами» стоит предлог, которого не бывает у именительного падежа;
2) слово «космонавты» в данном контексте не отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?) - не скажешь же «в кто он пошёл?», только «в кого он пошёл?». Следовательно, имеем превратительный падеж, который отвечает на вопросы винительного, но форма которого совпадает с формой именительного во множественном числе.
- СЧЁТНЫЙ падеж падеж появляется тогда, когда используют некоторые имена существительные с числительными. Например: дверь (чего?) шкафа - два (чего?) шкафа, аромат (чего?) яблок - пять (чего?) яблок. Во втором случае существительные «шкафа» и «яблок» имеют счётный падеж, а не родительный.
Самостоятельную группу примеров счётного падежа составляют существительные, образованные от прилагательных. В счётном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причём во множественном числе. Например, «нет (кого? чего?) ассистентской», но «две (каких?) ассистентских». Обратим внимание, что применение множественного числа тут не оправдывается тем, что ассистентских две, ведь когда у нас два стула мы говорим «два стула», а не «два стульев»; множественное число мы используем, лишь начиная с пяти.
Сделав такие открытия, понимаешь, что современная система грамматических вопросов, соответствующая тому или иному падежу, достаточно простая в своей основе, не охватывает все варианты падежных отношений. Русский язык оказался сложнее нынешних теоретических представлений о нём.
Что же касается современных школьников, то им несравненно повезло, что изучается только 6 падежей!
Нет комментариев