- Сема, иди домой!
- Мам, я что замерз?
- Нет, ты хочешь кушать.
Это анекдот, а вот случай из практики:
- Вы говорите ребенку о своих чувствах?
- Да, конечно и постоянно.
- И как Вы это делаете?
- И как можно быть такой дурой!?
Занавес.
А вот еще несколько примеров:
«Есть нужно все, что дают»
«Не сахарный – не растаешь»
«Мальчики не плачут»
«Хватит врать, ты не голоден»
«Что-то я замерзла, оденься»
«Не плачь, это не больно»
Иногда это происходит в благом намерении вырастить сильную личность (чтобы не был размазней), иногда просто потому, что так учили нас и мы не умеем по-другому.
Такие и подобные фразы ставят запрет на чувства ребенка. Посмотрим, что происходит: - ребенок чувствует себя комфортно, ему не голодно, а мама (которая ориентируется по своим ощущениям) заставляет его есть. Ребенок, чтобы не потерять любовь матери, начинает выполнять ее требования и, если это происходит часто, перестает слушать свое тело, доверять своим чувствам (ведь мама (папа) знает лучше) и в конечном счете начинает игнорировать посылы своего тела.
Запрет на чувства приводят во взрослой жизни ко многим хроническим заболеваниям. Не слыша позывы своего тела, человек может страдать перееданием, или наоборот заставлять себя есть, ведь он не знает, когда он голоден. Работать на износ, не понимая, что он устал. Иметь проблемы с мочеиспускательной системой, так как его учили терпеть (ведь в голове звучит голос учителя – Только что была перемена, мог бы и сходить, а сейчас урок потерпишь). Не понимая своих чувств, человек может казаться – безрадостным, бессердечным, равнодушным, а временами и злым.
Мы многому учим детей, но почему-то мало (а чаще совсем) не уделяем время на обучение распознаванию эмоций и чувств и способам их выражения.
А тем не менее это очень просто сделать.
Когда ребенок приходит и жалуется, что кто-то отнял у него игрушку, вместо того, чтобы давать совета как поступать в таких случаях, отразите его чувства – Я вижу тебя это расстроило?
Когда ребенок ждет маму с работы и плачет или злиться, отказываясь есть или делать то, что вам нужно, вместо того, чтобы жаловаться – какой же ты не сносный, посмотрите, что стоит за его поведением и назовите это – Ты скучаешь по маме? Я вижу тебе грустно.
Так мы поможем назвать и осознать происходящее внутри него. Так ребенок сможет называть свое состояние и свои чувства. Для него это новый опыт. Только представьте - ребенок впервые узнает, что происходящее внутри есть грусть, обида, скука, интерес … У этого есть имя, а главное этим можно управлять и выражать иначе, по-другому.
Вот некоторые фразы в помощь:
«Я вижу ты доволен, радуешься, злишься и тп»
«Мы весело проводим время»
«С каким интересом ты это делаешь»
«Мне приятно о тебе заботиться»
«Спасибо за заботу»
«Я люблю с тобой гулять, играть, учить уроки» и тп
«Тебе холодно?»
«Ты голоден?» и тп
«Я уже устал, а ты?»
Важно помнить, что нет плохих или хороших эмоций и чувств. Каждая эмоция служит выражению чего-то определенного. Главное научиться обсуждать с ребенком его состояние и поведение.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев