"Как космический челнок «Буран» обманул ЦУП – и оказался прав"
КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛНОК СССР БУРАН
Космический корабль доказал свою способность самостоятельно принимать сложные решения в критических ситуациях, даже если эти решения казались нелогичными людям на Земле.
1988 год 🔥🔥🔥
КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛНОК СССР "БУРАН"
Машина? Автоматика? ИИ?
Или разумная сущность?
- ЦУП: Всё, мы его потеряли.....
- БУРАН: Иду на посадку, но ухожу с радаров....
"Как космический челнок «Буран» обманул ЦУП – и оказался прав"
15 ноября 1988 года советский космический корабль многоразового использования "Буран" совершил свой первый и единственный полет. Это событие стало кульминацией многолетних усилий советских ученых и инженеров, стремившихся создать аналог американского шаттла. Однако мало кто знает, что финальные минуты этого исторического полета едва не обернулись катастрофой из-за неожиданного маневра корабля.
"Буран" стартовал с космодрома Байконур в 6:00 утра по московскому времени. Беспилотный корабль совершил два витка вокруг Земли, проведя в космосе 205 минут. Все шло по плану, и специалисты Центра управления полетами (ЦУП) с нетерпением ожидали возвращения "Бурана" на Землю.
Когда корабль начал снижение, готовясь к посадке на специально подготовленную полосу на Байконуре, никто не мог предположить, какой сюрприз преподнесет автоматика "Бурана". На высоте около 11 километров, приближаясь к космодрому со стороны Тихого океана, корабль внезапно совершил резкий вираж влево.
Этот маневр застал врасплох всех специалистов в ЦУПе. "Буран" буквально исчез с экранов радаров, словно растворившись в воздухе. Связь с кораблем прервалась, и в зале управления воцарилась атмосфера паники и растерянности.
"Мы его потеряли", – эти слова, произнесенные кем-то из операторов, повисли в воздухе, отражая всеобщее состояние шока и недоумения.
Ситуация накалилась до предела, когда представители военного заказчика, присутствовавшие при посадке, начали настаивать на активации системы самоуничтожения корабля. Их опасения были понятны: неуправляемый космический аппарат, отклонившийся от курса в сторону государственной границы, представлял потенциальную угрозу.
Однако руководители полета не спешили принимать столь радикальное решение. Они понимали, что уничтожение "Бурана" означало бы не только потерю уникального космического корабля, но и крах всей программы, на которую были потрачены годы труда и огромные ресурсы.
В эти напряженные минуты в ЦУПе царила атмосфера неопределенности и тревоги. Специалисты лихорадочно пытались восстановить связь с "Бураном" и понять причину его неожиданного маневра.
И вдруг, словно из ниоткуда, "Буран" вновь появился на радарах. Оказалось, что автоматическая система управления корабля самостоятельно приняла решение изменить траекторию снижения из-за сильного бокового ветра в районе посадки.
Этот маневр, вызвавший столько волнений на Земле, на самом деле был необходим для безопасной посадки. Автоматика "Бурана" проанализировала данные о погодных условиях, полученные с Земли, и скорректировала курс, чтобы компенсировать влияние ветра.
В 9:24 по московскому времени "Буран" совершил мягкую посадку на взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур. Приземление прошло идеально, с отклонением от расчетной точки всего на 3 метра в сторону и 10 метров по длине полосы.
Этот эпизод наглядно продемонстрировал высочайший уровень автоматизации "Бурана" и эффективность его систем управления. Космический корабль доказал свою способность самостоятельно принимать сложные решения в критических ситуациях, даже если эти решения казались нелогичными людям на Земле.
История с неожиданным виражом "Бурана" стала своеобразным символом того, как технологии порой могут превзойти ожидания своих создателей. Она также подчеркнула важность доверия к автоматическим системам управления в космической отрасли.
Хотя программа "Буран" была впоследствии свернута из-за экономических трудностей, опыт, полученный при разработке и испытаниях этого уникального космического корабля, оказался бесценным для развития советской и российской космонавтики.
Сегодня, спустя десятилетия после того памятного полета, история о том, как "Буран" "обманул" ЦУП, продолжает вызывать интерес у специалистов и любителей космонавтики. Она служит напоминанием о выдающихся достижениях советских ученых и инженеров, а также о том, что иногда машины могут оказаться мудрее людей, особенно когда речь идет о сложных расчетах в экстремальных условиях.
Этот эпизод также поднимает важные вопросы о взаимодействии человека и машины в управлении космическими полетами. Он показывает, насколько важно найти правильный баланс между автоматизацией и человеческим контролем, особенно в ситуациях, когда на кону стоят жизни людей и судьба многомиллиардных проектов.
В конечном итоге, история "Бурана" – это не только рассказ о техническом достижении, но и урок доверия к технологиям, которые мы создаем. Иногда нужно просто позволить им делать свою работу, даже если их действия кажутся нам непонятными или пугающими.
Советскую программу "Энергия-Буран" до сих пор не закрыли.
"Да, это правда. Это в большей степени, конечно, формальность, просто в то время ни у кого не поднялась рука поставить подпись под закрытием проекта. На "Молнии" есть документ, в котором прописано, что программа "Энергия-Буран" приостановлена, под ним стоит ряд подписей совета главных конструкторов и членов ЦК КПСС, но документа, подтверждающего, что проект закрыт, нет".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев