Жизнь после депортации
28 апреля 1936 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР, согласно которому 15 000 польских и немецких семей должны были быть выселены с территории Украины и отправлены за несколько тысяч километров – в Карагандинскую область Казахской ССР. Всего в довоенный период из западных районов Украины в Казахстан было депортировано от 40 до 95 тысяч поляков (точные данные не установлены), они лишились дома и имущества. Это была первая полномасштабная операция по принудительной депортации по этническому признаку в СССР: в дальнейшем подобная судьба ждала корейцев, крымских татар, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и прочие народы. Потомки сосланных поляков, проживающие в Казахстане, хранят память о трагедии и передают рассказы своих предков, боровшихся за выживание в голодной степи.
Совершенно секретно
28 апреля 1936 г. Москва, Кремль
Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Возложить на НКВнудел СССР переселение и организацию поселений в Карагандинской области Казахской АССР для польских и немецких семейств, переселяемых из УССР в количестве 15 000 хозяйств — 45 000 человек, по типу существующих сельскохозяйственных трудпоселков НКВД.
Переселяемый контингент не ограничивается в гражданских правах и имеет право передвижения в пределах административного района расселения, но не имеет права выезда из места поселений.
2. Жилищно-хозяйственное и коммунально-бытовое строительство, а также сельскохозяйственное устройство контингента возложить на ГУЛАГ НКВД с привлечением сил и средств самих переселенцев…
Анастасия Маскевич, казахстанская преподавательница, социолог и писательница, этническая полька, родилась и выросла в Астане. В детстве ей никто не объяснял, почему её предки оказались в Казахстане. Бабушка говорила: "Мы – поляки, а значит – католики". И всё, больше никакой информации. О подробностях давней трагедии Анастасия узнала значительно позже.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 16
9 мая - день спасения ГУЛАГа и день провала плана построениея Мировой социалистической республики - праздник.
Историк Владимир Королев отмечал, что современные специалисты относят донских казаков к обладающей особенностями части русского народа, к субэтносу, перерастание которого в этнос было прервано в годы Гражданской войны, к одному из этносов восточных славян[3]. Историк Владимир Трут придерживается версии о казачестве как о субэтносе, формирование которого в этнос был искусственно прервано во время Гражданской войны[4].
Историк Николай Мининков взгляд на казачество как на отдельный от русских этнос считает мифом, и говорит о тенденции превращения казаков в субэтнос, прерванной революцией и гражданской войной[5][6]. Историк Щупленков отмечает, что современные исследователи считают казачество субэтносо...ЕщёСогласно позиции большинства историков, отражённой как в советской, так и в современной российской номенклатуре, донцы рассматриваются как локальная группа служилых людей или как субэтнос русского народа[1]. Тем не менее, некоторые исследователи рассматривают донцов как отдельный этнос[2][3].
Историк Владимир Королев отмечал, что современные специалисты относят донских казаков к обладающей особенностями части русского народа, к субэтносу, перерастание которого в этнос было прервано в годы Гражданской войны, к одному из этносов восточных славян[3]. Историк Владимир Трут придерживается версии о казачестве как о субэтносе, формирование которого в этнос был искусственно прервано во время Гражданской войны[4].
Историк Николай Мининков взгляд на казачество как на отдельный от русских этнос считает мифом, и говорит о тенденции превращения казаков в субэтнос, прерванной революцией и гражданской войной[5][6]. Историк Щупленков отмечает, что современные исследователи считают казачество субэтносом входящих в казачество народов[7].
Историк Дмитрий Сень считает вопрос об отнесении казачества к отдельному этносу вообще некорректным, из-за значительной этнической и культурной неоднородности казачества[5].
Историк Игорь Ерохин в своем анализе мнений исследователей также отказывается оценивать казачество как этнос, и характеризует его как субэтнос, особую этнографическую группу[8].
- В Википедии кратко сформулирован взгляд этнографов и историков на донских казаков.
1790 фаворит российской императрицы Екатерины II в Григорий Потемкин, который был назначен "гетманом" Черноморского Войска, устно "подарил" казакам Таманский полуостров и собственные рыболовные угодья на нем. Не хватало только юридического закрепления за черноморцами предоставленной им земли.
30 июня 1792 Екатерина II дала черноморскому казачеству грамоту о пожалования Кубанской земли, которой дарила в вечное владение полуостров Тамань со всей землей, которая лежит на правом берегу реки Кубань, то есть восточное побережье Азовского моря по...Ещё
1790 фаворит российской императрицы Екатерины II в Григорий Потемкин, который был назначен "гетманом" Черноморского Войска, устно "подарил" казакам Таманский полуостров и собственные рыболовные угодья на нем. Не хватало только юридического закрепления за черноморцами предоставленной им земли.
30 июня 1792 Екатерина II дала черноморскому казачеству грамоту о пожалования Кубанской земли, которой дарила в вечное владение полуостров Тамань со всей землей, которая лежит на правом берегу реки Кубань, то есть восточное побережье Азовского моря по реке Еи и Ейский Лиман. А уже 16 августа 1792 к берегам Кубани отправилась первая флотилия переселенцев и 25 августа успешно достигла Тамани.
В течение 1803-1810 гг. Состоялась вторая волна массового переселения украинского казачества на Кубани - здесь оказались запорожцы Задунайской Сечи, Екатеринославского, Буджацкого (Бугского) и Азовского казачьих войск. Переселив на Кубань бывших запорожцев, российское самодержавие 1809-1811 гг. взялось за массовое переселение бывших реестровых украинских казаков.
По переписи 1897 г.. украинцев на Кубани было более 60% - такие данные подают в свои трудах Александр Русов, Павел Чубинский и Федор Щербина. По переписи 1926 г.. их было 49%, и Черноморье в то время еще считалась украинской территории.
Переселенцев привлекали не только плодородные земли Кубанско-Ейского междуречье, но и возможность сохранить старый запорожский устрой и образ жизни, хозяйства, который держался в них до 30-х годов ХХ века.
Вот их и выселяли.
"1914−1918 Первая мировая война. Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков и 1 отдельную казачью дивизию, 2,5 гвардейские сотни, 24 пластунских батальона и 1 отдельный пластунский батальон, 6 батарей, 51 различных сотен, 12 команд (всего около 90 тыс. человек).
1917−1920 — часть казаков во главе с Кубанской Радой поддержала идею независимости Кубани. Другая часть во главе с атаманом полковником А. П. Филимоновым в союзе с Добровольческой армией выступала за лозунг «Единой и неделимой России».
1918−1920 — 28 января 1918 года Кубанской Радой на землях бывшей Кубанской области была провозглашена независимая Кубанская народная республика со столицей в Екатеринодаре, просуществовавшая до 1920 года. Руководство республики поддержало идею об объединении Кубани с Украинской Державой гетмана Скоропадского на правах федерации. В Киев были отправлены послы, но объединению не суждено было сбыть...ЕщёВ общем, донские казаки преимущественно русские, кубанские - украинцы.
Вот их и выселяли.
"1914−1918 Первая мировая война. Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков и 1 отдельную казачью дивизию, 2,5 гвардейские сотни, 24 пластунских батальона и 1 отдельный пластунский батальон, 6 батарей, 51 различных сотен, 12 команд (всего около 90 тыс. человек).
1917−1920 — часть казаков во главе с Кубанской Радой поддержала идею независимости Кубани. Другая часть во главе с атаманом полковником А. П. Филимоновым в союзе с Добровольческой армией выступала за лозунг «Единой и неделимой России».
1918−1920 — 28 января 1918 года Кубанской Радой на землях бывшей Кубанской области была провозглашена независимая Кубанская народная республика со столицей в Екатеринодаре, просуществовавшая до 1920 года. Руководство республики поддержало идею об объединении Кубани с Украинской Державой гетмана Скоропадского на правах федерации. В Киев были отправлены послы, но объединению не суждено было сбыться, так как Екатеринодар был занят Красной армией, а через некоторое время власть Скоропадского пала после восстания Директории[20].
1920 — Республика и Войско упразднены.
1920−1932 — репрессии и раскулачивание. В 1920—1925 гг. на кубанских землях действуют спорадические повстанческие группы (атаманы М. Пилюк, В. Рябоконь и др.)
1932−1933 — голод и массовые выселения (см. Голод в СССР (1932—1933))."