На боевом дежурстве с 15.05.1960 года, развернуто более 600 ракет. Последние ракеты уничтожены по договору РСМД в 1990 году.
Машина подготовки
Самое приятное на службе в ракетном полку, это, конечно, межсезонье. Когда в хвойном лесу холодно и влажно, когда внутри организма лёгкий озноб и похмелье, а по расписанию сегодня - регламентное обслуживание техники. Задача: осмотреть и убедиться, что всё на месте. А куда она, эта самая техника, нафиг денется, ежели круглосуточно находится в бетонном бункере, за тремя рядами колючей проволоки и под усиленной охраной...
За стальной дверью бетонного бункера стоит мой автомобиль ЗИЛ-157 с закрытым кузовом-домиком. Внутри кузова, если открыть дверь, сразу темнота и холод, запах металла и резины. Если осторожно пройти внутрь кузова, то там, в глубине, на левой стене можно нащупать здоровенный переключатель-галетник: его надо повернуть по часовой стрелке, - включить верхнее освещение, затем можно включить электрический фен: струя горячего воздуха начинает шпарить по замерзшим ногам. Через десять минут в кузове становится тепло, - теперь можно работать в комфорте. Зимой, кстати, включается дополнительная напольная электрическая печка.
А поскольку нынче (в межсезонье), к примеру, никаких тренировок под названием КЗ - комплексное занятие - не предполагается, можно неспешно осмотреться.
В штатном режиме (война или около того) в машине работают два взаимозаменямых офицера с позывными 302-й и 303-й: оператор машины подготовки и оператор наземных кабельных сетей. Взаимозаменяемость - для повышения живучести.
В глубине машины - громадный серый пульт с приборами, кнопками и тумблерами - пульт подготовки к пуску ракеты Р-12. Саму ракету прикатывают вручную на тележке на стартовую площадку, располагающуюся метрах в ста от нашего бункера - ну, чтобы в случае аварии нам всем случайно не сгореть.
Я - 302-й. Оператор машины подготовки. По штатному расписанию - старший техник. По табели о рангах - гвардии лейтенант-инженер. Мой напарник - 303-й. Тоже старший техник и лейтенант.
Пульт напарника - справа. Его задача, - кроме поддержания в исправности наземных кабельных сетей, - установить точное время работы двигателей ракеты. Время работы - это дальность. Дальность - это точность попадания в цель.
Точное время устанавливается маленькими ключами на часах с десятичной шкалой.
После пользования во взрослой жизни 12-и часовой шкалой, мозги первое время клинит. Через месяц после начала службы я привык к десятичасовой шкале измерения времени и уже мог подменять напарника.
Мой пульт - основной. На нём поочерёдно проверяется вся бортовая автоматика ракеты. Начало работы - по команде «Ключ на старт». Здоровенный ключ втыкается во вторую панель справа на пульте - подаётся питание на релейную автоматику.
Затем уже - работа на пульте идёт слева направо: запускаю-подключаю дизель-генераторы, пневматику, гироплатформу, контролирую работу газоструйных рулей и заправку ракеты горючим и окислителем; затем, по команде «Ключ на пуск», поворачиваю ключ по часовой стрелке. Остаётся набрать на маленьком пульте (справа, в глубине машины) код пуска, и - бегом, в бункер пуска, ибо вся работа - по секундомеру. Норматив - 16 минут.
Хорошо сказать - бегом в бункер пуска. Да, бегом, - вот только нужно сначала закрыть дверь кузова на навесной замок и опечатать её пластилиновой печатью. А руки трясутся от напряга.
Бункер пуска неподалёку, метрах в сорока. Прибегаю, докладываю комбату о готовности, и по его команде, одновременно на двух пультах, расположенных в разных углах бункера, мы нажимаем одинаковые кнопки «Пуск».
Всё. Дальше от нас ничего уже не зависит.
...Считается, что затем будет второй залп всеми четырьмя батареями дивизиона, но я думаю, что это вряд ли.
Владислав Страшнов - гвардии старший лейтенант-инженер. Западная Белоруссия, 56-й ракетный полк, 1972-1974 годы.
На фото - машина подготовки 8Н213. Слева направо: пульты 8Н831 и 8Н835.
Фото А.Грацианского в/ч 81671 (Коломыя)
Взято отсюда: http://rvsn.ruzhany.info/ss_4_12.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев