Н.В.Харина рассказывала: «В бывшем молельном доме разместили школу с двумя классами и коридором. Кержаки стали собираться у своей наставницы Екатерины Васильевны Харитоновой, в девичестве Молоковой. Там они читали книги. Креститься же или справлять другие требы ездили в Успеновку. Крестили, в отличие от православных, всегда в холодной воде, в купели, водоемах, но не в проточной речке».
Все знали о собраниях поморцев, но никто не мешал им, даже власти, успокоившись закрытием молельных домов, изъятием имущества и высылке наставников. Е.В.Харитонова, прежде чем принять на себя обязанность наставницы, ездила «ставиться» в барнаульскую нагорную моленную, где и получила благословение. Оттуда несколько раз в год приезжали наставники совершать богослужения и принимать исповедь. Верующие тоже хорошо знали дорогу к нагорной моленной.
Н.В.Харина: «В 1954 году вместе с нами переехала в Зимино и бабушка, взяв с собой все, что принадлежало дмитриевскому молельному дому и находилось у нее на хранении. Позже Екатерину Васильевну забрала к себе в г.Барнаул дочь, а большие иконы и книги передала в старообрядческую церковь г.Барнаула».
От крепкого единоличного до неперспективного коллективного
До образования коллективных хозяйств кержаки поселка Дмитриевки жили богато, имели большие хозяйства. Многие сами уже не могли управиться и нанимали бедноту для работы в поле и в доме, но при этом сами работали не меньше батраков. В основном занимались животноводством, в большом количестве держали овец, лошадей на продажу. Производили молочнокислую продукцию.
Единоличники не желали сдавать зерно государству из-за низких закупочных цен. Для объединения единоличного имущества в собственность государства, повсеместно стали организовывать коллективные хозяйства.
В 1929 году в Дмитриевке создали сельскохозяйственную артель «Трудовик». Одним из первых туда вступил Ануфрий Иванович Попов, ставший через несколько лет председателем колхоза. Большинство населения не хотело отдавать нажитое трудом, лишаться права самому определять свое время для работы и молений, исполнять религиозные требования. Нежелание вступать в колхозы решалось силой: отбирали имущество, запугивали людей, арестовывали.
В.Ефремов: «По материнской линии все семейство Хавкуновых в 30-х годах было сослано в Нарым, кроме моей мамы с отцом. Они срочно поженились и по настоянию родителей вступили в колхоз».
Среди репрессированных в 1930-е годы: Гомзяковы, Ефремовы, Зенковы, Молоковы, Хавкуновы, Харитоновы,Холдины и другие.
В колхоз в 1930-1932 годы вступили: Г.Молоков, А.Молоков, Скрипников, Е.Зудилина, Ш.Игманов, М.Хавкунова, З.Храмцов, К.Хавкунова, В.Старков, А.Ковалева, И.Хохлов и другие.
1932 г. Фото из семейного архива В.Ефремова
Комментарии 50