Но это не точно)))
Источником сведений о дате основания новых станций Донецкой железной дороги стали ежегодные отчеты по эксплуатации железных дорог. Они составлялись управлениями дорог на основании данных, получаемых от дистанций и отделений. Сформированный отчет направлялся в типографию, где издавался в виде увесистого тома, содержащего бухгалтерские, финансовые и технические данные по году эксплуатации в целом и по месяцам.
В случае с Донецкой железной дорогой необходимо учесть рубежные даты:
- с 1 июля 1893 года "Донецкая каменноугольная железная дорога" выкуплена государством у частного акционерного общества и присоединена к казенной "Екатерининской железной дороге",
- с 1 марта 1896 года Донецкие участки железной дороги переданы в аренду частному Обществу Юго-Восточных железных дорог (ЮВЖД),
- с 1 мая 1901 года Донецкие участки жд возвращены обратно "Екатерининской железной дороге" (ЕЖД).
Соответственно, понадобилось посмотреть отчеты "Екатерининской железной дороги" и "Юго-Восточной железной дороги". Отчеты казенной ЕЖД очень подробные, вплоть до того, сколько было выдано стеклянных графинов, рукавиц и свистков, на какой станции расширено отхожее место, а на какой покрашены двери, не говоря уже о работах капитальных. Отчеты же частной ЮВЖД в основном содержат обобщенные данные, очень редко с детализацией по станциями, а чаще - по дистанциям и сетям дорог, с акцентом на состояние страхового и акционерного капитала. На первом фото как раз примеры годовых отчетов, где легко догадаться, какой отчет от ЕЖД, а какой от ЮВЖД. Не всегда такая разница толщины, но в целом картина примерно такая.
Многие новые станции, в том числе и Баронская, появились как раз в период, когда Донецкие участки дорог эксплуатировались ЮВЖД, и поэтому информации о них мало. Тем не менее, кое-что удалось найти! Но обо всём по порядку.
Для начала нужно знать, какой смысл в те времена вкладывался в термины: станция, разъезд, полустанция, пост. В этом поможет книга "Начала строительного искусства и курс железнодорожного дела" - учебник для технических железнодорожных училищ, составленный П. М. Афросимовым (1912), которую можно легко скачать в интернет. Выдержки из этой книги:
"Станциями называют известные пункты на железной дороге, служащие для всего, что требует остановки поезда; на станциях помещены здания и приспособления... для приема и спуска пассажиров, для нагрузки, хранения и выгрузки товаров, для снабжения поездов топливом и водой, для починки подвижного состава и для смены паровозов; также на станциях имеются запасные пути для стоянки поездов и отдельных вагонов, для скрещивания поездов, идущих в противоположные стороны, и для помещения поездов, остановленных для пропуска других поездов большей скорости. ...станции, по важности их сооружений и по величине развития путей, определенных в зависимости от предстоящей на станции работы, делят на четыре класса.
...пропускная способность дороги требует, дабы на перегонах между станциями, в особенности на дорогах в один путь, и смотря по длине и трудности перегона, было устроено надлежащее число разъездов, для возможности, как скрещения поездов, так и обгона поездов меньшей скорости — поездами большей скорости.
Такие разъезды или остановочные пункты, если на них установлен прием и спуск пассажиров, и имеется для сего особое помещение — называют полустанциями и не числятся тарифными пунктами, т. е. плата за проезд взимается от предыдущей станции, за весь перегон. Такие же остановочные пункты, на коих приема пассажиров нет — называют телеграфными постами".
Таким образом, на станции имеется специальное пассажирское здание (как правило, с буфетом, мужской и женской уборными, билетной кассой), а на полустанции лишь помещение для пассажиров, которое может быть устроено в каком-то другом здании - например, в жилом здании для служащих разъезда. Взять билет до полустанции нельзя, только до ближайшей к ней станции, а вот сесть и выйти на полустанции можно. Полустанция может быть устроена на разъезде или специальном остановочном пункте. Пост - это остановочный пункт без путевого развития, на котором можно только отправить или принять телеграмму.
Посмотрим теперь на две страницы отчета ЕЖД за 1896 год (здесь и далее на страницах отчета красным шрифтом проставлены пометки - дорога и год), когда Донецкие участки передавались ЮВЖД. На них перечислены станции, отошедшие к ЮВЖД с 1 марта 1896, и статистика их работы за 2 месяца (январь и февраль). Важно, что это страницы из документа, который называется "Ведомость работы станций". В этом документе отражается работа не только станций, но и разъездов, потому что в колонке "Поездов местных и сквозных" отражается количество транзитных поездов, следующих в том числе без остановки через разъезд. Станции перечислены по линиям: сначала Зверевская линия (Зверево-Дебальцево), потом Луганская линия (Луганск-Мануиловка), потом линия на Алмазную. Присутствует разъезд Вергелевка (назван постом, но в других разделах этого же отчета называется разъездом) и пост Булавино. Видно, что никаких раздельных пунктов (разъездов) между Дебальцево и Мануйловкой, Мануйловкой и Юрьевкой, Дебальцево и Фащевкой - нет.
А теперь посмотрим на две страницы отчета ЕЖД за 1901 год, когда Донецкие участки были приняты обратно от ЮВЖД. Страницы взяты опять же из "Ведомости работы станций". Видно, что за неполные 5 лет ЮВЖД развернула масштабное строительство. Появились новые линии: Криндачевская (Крестная-Криндачевка), Первозвановская (Колпаково-Македоновка-Первозвановка), Щетовская (Щетово-Антрацит-Карахаш-Железо), Селезневская (Юрьевка-Овраги), Миллеровская (Луганск-Ольховая-Чеботовка-Красновка-Миллерово), линия Попасная-Никитовка (через Роты). Согласно данным, которые приведены в книге "Краткий обзор развития и деятельности Екатерининской железной дороги за 25-летие 1884–1909 год" (1910), которую тоже можно легко найти и скачать, ЮВЖД вернула Донецкие участки дорог с довеском 396 верст построенных ею дорог и линий.
Появились и новые раздельные пункты на старых ветвях. Например, между Дебальцево и Фащевкой виден разъезд Чернухино. То что это именно разъезд, а не станция, видно на следующем фото из отчета ЕЖД за 1902 год, где название указано "Чернухино р". Между Фащевкой и Петровеньками в отчете за 1901 год виден Разъезд 31 версты (будущее Кокино). Количество поездов, прошедших через Фащевку и Петровеньки за год, одинаково: 1014. Это закономерно, поскольку между Фащевкой и Петровеньками поезду некуда свернуть. У Чернухино же этот показатель 115, а у Разъезда 31 версты 540, при том что свернуть там тоже некуда (по крайней мере на 1901 год). Следовательно, на 1 мая 1901 года, когда начался подсчет статистики на Фащевке и Петровеньках, разъезды Чернухино и 31 версты еще не работали, иначе у них было бы тоже 1014 (см. фото из отчета ЕЖД за 1902 год, где разъезд Чернухино работал уже весь год, и от ст. Крестная до Чернухино уже одно и то же количество прошедших поездов - 1495).
Такая разница означает только одно: Разъезд 31 версты и Чернухино были открыты в 1901 году, но позднее 1 мая. Можно приблизительно оценить в каком месяце. Донецкая дорога преимущественно грузовая, в меньшей степени пассажирская. Среди перевозимых грузов на ней доминировал уголь. Спрос на уголь был сезонным: в холодное время высокий, в теплое низкий. Соответственно, пик интенсивности движения приходился на холодные месяцы. На 1 мая первый холодный период 1901 года уже прошел. Поэтому 1014 поездов могли пройти через Фащевку примерно так: половина за 5 месяцев с мая по сентябрь, и половина за 3 месяца с октября по декабрь. Но граница между половинами трафика могла быть и в ноябре. Следовательно, Разъезд 31 версты открыт примерно в октябре-ноябре, а разъезд Чернухино с его 115 поездами не проработал и месяца, и открыт в декабре 1901 года.
Далее в отчете за 1901 год видны другие новые разъезды: 22 версты, 25 версты, 39 версты. Перед Мануиловкой появился Разъезд 22 версты. Но в других местах этого же отчета за 1901 год на этом месте фигурирует Разъезд 11 версты, как, например, на следующем фото. Очевидно, что 22 верста - это опечатка при переносе данных из рукописного источника: две единицы были написаны похожими на две двойки. И на следующем фото этого же отчета за 1901 год видим название: Баронская (б. р. 11 в.), что означает бывший Разъезд 11 версты. Таким образом, Баронская первоначально возникла как Разъезд 11 версты, который в 1901 году был переименован в Баронскую - об этом говорит тот факт, что в отчете 1901 года чередуются старое и новое названия, новое еще не устоялось. На этом же фото чуть ниже видим название: Церковный (б. р. 39 в.). Т.е. Разъезд 39 версты в 1901 году получил название Церковный.
Разъезд 25 версты между Мануиловкой и Юрьевкой - это будущая станция Кипучая. Название Кипучая у Разъезда 25 версты впервые появилось в отчете за 1906 год - это видно на следующем фото. Следовательно, переименован разъезд в Кипучую в 1906 году.
Таким образом, поскольку Разъезды 11 версты, 25 версты и 39 версты открыты между 1896 и 1901 годом, и были приняты от ЮВЖД, то дату их появления следует искать в отчетах ЮВЖД, к которым теперь и обратимся.
Следующие четыре фото из отчета ЮВЖД за 1897 год. Страницы опять же из "Ведомости работы станций". Из них видно, что перечисленных разъездов еще нет. К сожалению, после 1897 года в отчетах ЮВЖД перестали печатать "Ведомость работы станций". Тем не менее, на следующих двух фото из отчета за 1898 год мы видим доклад, в котором в том числе излагаются причины перерасхода сверх сметы. Одна из причин: вследствие усиление штата станционного персонала на 15 новых разъездов Донецких участков и Балашово-Харьковской линии. Тот факт, что штат на 15 разъездов потребовался (причем сверх сметы) именно в 1898 году означает, что разъезды эти открыты для эксплуатации в 1898 году. Но мы здесь не видим ни локацию, ни названия разъездов.
На одной из последующих страниц отчета ЮВЖД за 1898 года мы видим еще одну статью перерасхода и указание причины: увеличение расхода по содержанию помещений в чистоте вызвано расширением помещений дежурных комнат, а также открытием 13 полустанций и разъездов в период времени 1898 г. и Луганско-Миллеровской ветви, что сметою предусмотрено не было. Опять не видно локации и названий разъездов, но уже явно фигурирует год - 1898. Несоответствие в количестве (13 и 15) можно опять же объяснить опечаткой (при написании от руки цифра 3 была похожа на 5 или наоборот).
В отчете ЮВЖД за 1899 год вообще никаких данных по указанным разъездам нет и нет данных остроительстве новых разъездов на Донецких участках дороги. Но уже в отчете за 1900 год мы видим и локацию, и название разъездов. На одной из страниц отчета за 1900 год указана причина перерасхода: содержание невошедших в смету стрелочников на новых разъездах и станциях Южной сети: 11, 25 и 39 вер. Луг. ветви. На следующей странице отчета за 1900 год еще одна статья перерасхода: агентам новых разъездов вследствие неготовности жилых домов 348 вер. Балашово-Харьк. линии, 11 и 25 вер. Луганской ветви.
Таким образом, станции Баронская, Кипучая, Церковный основаны в период 1898-1900 (скорее всего, 1898) первоначально в виде разъездов, соответственно, 11, 25 и 39 версты. Свои названия Баронская и Церковный получили в 1901 году, а Кипучая - в 1906 году.
На следующих двух фото из отчета ЮВЖД за 1900 год виден состав и стоимость работ по ремонту пассажирских зданий, в котором фигурирует Разъезд 11 версты. Поскольку это разъезд, то пассажирского здания на нем не было, а могло быть пассажирское помещение, ремонт которого (окраску полов) провели по статье ремонта пассажирских зданий. Следовательно, Баронская изначально была создана как полустанция.
P.S. Мое предположение, сделанное по картам Зауэра, оказалось ошибочным. Напомню, что сравнивая схемы железных дорог Зауэра за 1902 и 1906 годы, и видя, что на карте 1902 года Баронской нет, а на карте 1906 года она есть, я предположил, что Баронская открыта между 1903 и 1906 годами. Но оказалось, что карты Зауэра не идеальны, хотя и были очень востребованы и приносили их издателю немалый доход. Разъезды на них могли появляться с задержкой, а могли и не появляться вовсе. Так, например, Разъезд 25 версты (Кипучая) отсутствует на картах Зауэра аж до 1914 года включительно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев