Славные остатки кораблей проекта 1124М во Владивостоке.
Длительное время (да и сейчас ещё не изжито) к кораблям Военно-морского Флота относились пропорционально их водоизмещению. Их разделили по тоннажу и рангам, по боевым возможностям, типа чем крупнее тем могущественнее. Исключением стали ракетные крейсера проекта 58. Хотя размеры корпуса и были в габаритах эскадренного миноносца, сами корабли стали кораблями первого ранга, так как являлись носителями 16 крылатых ракет. Но и на этих кораблях без консерватизма не обошлось: это касается пусковых установок с горизонтальным и вертикальным наведением для старта ракет с дальностью стрельбы БОЛЕЕ 300 КИЛОМЕТРОВ (!!!). А тут вдруг летом 2015 года из акватории Каспийского моря корабли сравнительно не большого водоизмещения наносят ракетный удар по террористам в Сирии (!!!). Но это сразу наглядно и с огромным политическим резонансом. Повезло ракетоносцам. Про водоизмещение быстро забыли и отношение к этим кораблям стало по их боевым возможностям. Мало того, эти корабли изначально проектировались с возможностью перемещаться по внутренним водным путям, рекам, озёрам и каналам. То есть через сравнительно короткое время они могут появится на ЧФ и БФ, да и вообще производить ракетные пуски с маршрутов следования водными путями. А вот другим кораблям, проекта 1124, которые стали строить с 1969 года крупнейшей послевоенной серией почти в 90 корпусов повезло меньше. Возможно ещё и потому что эти корабли нельзя было отнести к ударным, а только к оборонительным (ими комплектовались бригады кораблей охраны водного района - ОВР). Хоть 20% водоизмещения этих кораблей составляло оружие и вооружение, водоизмещение не превышало 1000 тонн. Классификация: малый противолодочный корабль (МПК) повисла над ними как проклятие. И вот всё флотское руководство отслужившее в своё время на крейсерах и эсминцах решило: МПК он и есть МПК. А у руководства отслужившего на МПК предшествующих проектов возможности нового корабля тоже в головах не укладывались, то есть та же песня: МПК он и есть МПК. А на деле у этой новинки дальность обнаружения подводных лодок низкочастотной гидроакустической станцией МГ-339Т с антенным контейнером опускаемым на стопе на глубину до 100 метров была больше чем дальность обнаружения надводных целей навигационной радиолокационной станцией «Дон». Дальность стрельбы противолодочными торпедами до 16 км (!), Дальность уничтожения воздушных целей зенитными ракетами до 12 км и более. Скорость хода до 36 узлов. Но так как работали эти корабли против скрытно действующего противника — против подводных лодок то и возможности их первое время (примерно лет 10) флотское руководство знало только по наслышке, но не верило на все 100%. Первый офицер, прошедший семилетнюю службу на корабле проекта 1124, капитан третьего ранга Квасов Николай Нефёдович, появился в Управлении боевой подготовки Тихоокеанского Флота только в 1975 году ! А если слышали то и не очень то верили, потому что сами через это не прошли. Разумеется никаких сообщений в СМИ - в СССР всё было секретно ! Даже мы, минёры-противолодочники, выпускники ТОВВМУ 1971 года, на момент выпуска понятия не имели об этих кораблях, а они строились с 1969 года. Был такой эпизод. Нас, уже лейтенантов, собрали в аудиторию и сообщили о приёме на вооружение противолодочной мины ПМР "Кальмар", а о наличии головного корабля проекта 1124 для КТОФ в "Дальзаводе" ни слова. Наконец, когда офицеры, прошедшие службу на МПК проектов 1124 и 1124М, сами подросли в званиях и должностях, отношение к кораблям проекта стало меняться в лучшую сторону и в штабах. Но тут начался политический бардак с перестройками и распадом СССР. До кораблей с реальными противолодочными возможностями никому не стало никакого дела. Некоторые достались другим государствам в ходе делёжки ВМФ, некоторые пошли на разделку по срокам службы, а оставшиеся держались на плаву без ремонтов и необходимого технического обеспечения. Мне пришлось наблюдать весь этот взлёт и падение проекта 1124 во всех базах Тихоокеанского флота, кроме Магадана, там 455 дивизион ОВР комплектовался тральщиками. Из-за низких категорий воинских званий офицеры на этих, весьма эффективных противолодочных кораблях, не задерживались (оклад командира МПК по должности 140 рублей, а оклад помощника на СКР пр.159 - 170 рублей!). Прибывали лейтенанты без опыта службы, осваивались через поломки и выводы техники из строя и следовали дальше по служебной лестнице. А когда флотское начальство наконец спохватилось в строю на всех флотах осталось около двадцати ходовых МПК проекта 1124М (!) и у тех ресурсы подходят к окончанию сроков службы. Вот таковы дела с инерцией флотского командного мышления. Конечно моё мнение субъективно, но к новинкам собственной военной техники надо относится лучше чем наши предшественники.
Комментарии 21