После войны союз промышленников подарил Путилову венок из 81 серебряного листа – по числу судов. В сопроводительном письме говорилось
— В ходе этого дела в душу каждого из нас глубоко врезалось уважение к Вашему уму и Вашей деятельности.
А государство отметило Николая Ивановича орденом Святого Станислава.
Не меньшее уважение в Петербурге вызвало и то, что Путилов не допустил перерасходования средств и даже вернул своему «заказчику» – 20 тысяч рублей.
Триумф Путилова был колоссальный. Перед ним были открыты все двери. Ему прочили блестящую карьеру в министерстве. Путилов, однако, с госслужбы неожиданно увольняется и бросается в предпринимательство… Но не ради обогащения, а ради блага Родины.
Реформы Александра II вселяли в него надежду. Путилов почувствовал – пришло время побороть злополучную зависимость России от Европы, и принялся за дело.
Сначала он исправил ситуацию с железными дорогами – импортная сталь на русских морозах лопалась, наша была не лучше. Тогда Путилов пришел к министру путей сообщения и заявил: «Дайте мне завод, и Россия будет завалена лучшими рельсами».
В итоге он изобрел комбинированный рельс с наваренной сверху стальной полосой – более прочный и устойчивый к морозу.
Завод Путилова строился буквально на голой земле. Люди жили в лачугах. Однако по ходу развития производства росла и «социалка» — зарплаты, дома для рабочих, заводская церковь, своя больница.
Старых квалифицированных рабочих Николай Иванович знал по имени-отчеству. В праздники устраивал богатый стол для всех рабочих с семьями.
По заводу бегал как угорелый, вникал в каждую деталь, осуществлял, как сейчас бы сказали, «ручное управление».
Путиловский завод он запустил с нуля. Помните все наши совесткие фильмы про революцию и Петроград? Это с его знаменитого завода в том числе выступал Ленин.
Сейчас, зная уже историю завода, как-то по-другому относишься к таким эпизодам в этих фильмах.
А знаете, чем все закончилось для Путилова?
После еще его одного инжнерного шедевра — Морского канала, который соединил завод с Кронштадтом, на него заточили зуб коммерсанты-перевозчики, чей неплохой доход он одним махом обнулил.
Началась травля. Даже Некрасова подбили написать про него обличительные стихи. Интриги вынудили Путилова влезть в долги, а из-за неизбежного банкротства — не выдержало сердце. Успел он лишь попросить одно — чтобы его похоронили на дамбе Морского канала.
На что Александр II ответил:
— Да где ему угодно… Я бы и на Петропавловский собор согласился… Человек великий....
Скончался Путилов от инфаркта 18 апреля 1880 года. От квартиры Путилова на Большой Конюшенной улице до места погребения гроб несли на руках рабочие Путиловских заводов, а это довольно большое расстояние....
Его похоронили в районе порта, на острове Гладком. Белая намогильная часовня, возведенная по проекту Ф. С. Харламова, была хорошо видна с взморья.
Уважение к нему было столь велико, что на старых планах города (до 1908 г.) его могила обозначалась специальным знаком «Могила Путилова». А завод несёт неофициальное название «Путиловского» почти два века…
Через четыре года (в 1884 г.) здесь же похоронили жену Путилова, Екатерину Ивановну.
Прошло двадцать лет. В 1898 году С.С. Богомолов сын С.У. Богомолова, одного из крупнейших землевладельцев этого района (особняк, постройки 1872 г., сохранился до наших дней), пожертвовал два принадлежащих ему участка земли Обществу Путиловских заводов под постройку церкви св. Николая Чудотворца. Возвели церковь в 1901-1906 гг. по проекту В. А. Косякова.
Вскоре после ее освящения, 11 ноября 1907 г., состоялось перенесение праха Н.И. Путилова и его жены Екатерины Ивановны в склеп под новой церковью. Прах перенесли в подвал Никольской церкви, где был освящен нижний придел во имя великомученика Георгия.
После революции, в 1926 году, Ленсовет по «требованию рабочих» церковь закрыл. Вначале устроили кинотеатр «Жар-птица», затем перестроили здание под заводской клуб. О захоронении забыли. После войны здание опять перестроили,
помещение занял промкомбинат, для которого требовалось установить тяжелые прессы. В 1951 году стали копать ямы под фундамент и случайно наткнулись на две старинные могилы. Литая чугунная плита с надписью объясняла их происхождение. По распоряжению начальства плиту отправили на переплавку, а останки Путиловых сожгли в котельной некогда основанного им завода.
Сейчас в этом здании действует «Путилоский храм»
Уже после смерти Н.И. Путилова, 15 мая 1885 года в торжественной обстановке, под артиллерийский салют и тысячеголосое «ура!» сложнейшее гидротехническое сооружение - «Морской канал» от Петербурга до Кронштадта - был открыт для прохода судов. В честь открытия «рукодельного пути к морю» и его строителей на выступе дамбы, отделяющей Гутуевский корабельный бассейн от Невы, был воздвигнут обелиск (к сожалению, до наших дней не сохранившийся).
Р. S. Вы спросите, к чему все это? Во-первых, к тому, что, как сказал Александр II, — человек Великий, а, во-вторых, к тому, что мы уже как год ждем массовое производство российских беспилотников, как когда-то Россия ждала канонерки, хотя многие и считали, что это нереально. А по отзывам наших бойцов, ВСУ в разы нарастили количество БПЛА... Так что, второй Путилов нам сейчас совсем не помешал бы…
Земля Русская, породи новых Путиловых.... Пожалуйста..... ВВ
Комментарии 8
С его слов, приходили выслушивали, обещали и..
Тишина
Когда смотришь такое, появляеться мысль, ответственных за беспилотники в штраф бат.
Пусть на себе прочувствуют
Важность этого оружия.