Он был едва ли не самым известным актёром на планете. В Америке уж точно - лучший из лучших. Считается одним из самых значительных актеров в истории кинематографа. За более чем 50 лет своей карьеры Брандо снялся лишь в 40 фильмах, но многие попали в золотой фонд мирового кино. Брандо является двукратным обладателем статуэтки «Оскар», двукратным лауреатом премии «Золотой глобус», а также обладателем награды «Эмми» и премии Каннского кинофестиваля.
*
«Ваш идеала мужчины» - «Марлон Брандо» (Из анкеты, на которую по просьбе актера А.Меньшикова ответил Высоцкий в 1970 году).
Из нее же я впервые и узнал на тридцатом году жизни, что вообще существует такой актер. И, стало быть, не простой он лицедей, если так высоко возносится нашим легендарным бардом. С Высоцким я был в очень хороших отношениях, со временем даже книгу «Босая душа или Каким я знал Высоцкого» о нем написал, но, как читатель понимает, это совсем отдельная тема. А, возвращаясь к Брандо, замечу: не найдя статьи о нём в Большой Советской Энциклопедии, в других справочниках, я поинтересовался у Владимира Семеновича: а чем, собственно, прельстил его этот заокеанский артист? Высоцкий заговорщицки подмигнул: «Вот как-нибудь выкроим часок свободного времени, и я тебе, Мишаня, многое о Брандо порасскажу». Не получилось у нас. Но с тех далеких пор я уже очень прицельно отслеживал творчество Брандо. И со временем, сдается, понял, почему наш великий поэт и бард так восхищался своим зарубежным коллегой. Во всяком случае, мне в это очень хочется верить…
После школы Марлон учился в Нью-йоркской драматической мастерской. Изучал систему Станиславского. Так что теоретическая база под его последующим многообразным творчеством была весьма и весьма капитальной. И никакой Брандо поэтому не самородок, что практически хором подчеркивают его несметные биографы.
Собственно сценический дебют на сцене случился у актёра в 1944 году в спектакле «Я помню, мама». К сожалению, об этой вещи уже никто не помнит даже из маститых критиков. Зато всем известно, что молодого артиста-красавца именно тогда заметили те, кому следует. И все потому, что Марлон имел не просто смазливую морду лица – такого добра на том же Бродвее хоть пруд пруди. У этого парня просматривалась настоящая артистическая харизма. Все естество его почти физически излучало агрессивную энергетику, которая одна единственная способна по-настоящему воздействовать на зрителей. Бродвейские заправилы сразу это смекнули и стали напористо продвигать молодого актера из периферийного штата. Ко всему прочему Брандо еще очень точно олицетворял всем своим мужественным видом надежду Америки и на победу над врагами, и на счастливую послевоенную жизнь.
В конце пятидесятых и начале шестидесятых он был молодежным символом всего мыслящего мира. По всей видимости, тогда впервые и услышал о Брандо Владимир Высоцкий. Не знаю, где, когда и как это случилось, и уже никто того не узнает, но бунтарство, но характер, но волю поэт, наверняка, черпал и в творчестве, и в личности американского актера, который был всего на четырнадцать лет старше его: «Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!/ И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед./ Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,/ На скаку не заметив, что рядом – товарищей нет».
Глубоко верю в то, что эти и многие другие «бунтарские» строки Высоцкого, наверняка, навеяны, в том числе и личностью Марлоном Брандо. Не случайно же его имя появилось в анкете, к которой Владимир Семенович (и уж это известно доподлинно!) отнесся чрезвычайно серьезно.
Увидев Марлона Брандо в фильме «Крёстный отец», Теннеси Уильямс – великий знаток человеческих характеров – сказал: «Это – он» - «Что вы имеете в виду?» - «Это – герой нашего времени».
Когда сейчас видишь на экране все того же молодого Брандо, тебя не покидает ощущение, что все его естество излучает почти животный магнетизм. Из его глаз до самой старости (хоть в «Крестном», хоть в «Апокалипсисе», хоть в «осени патриарха») постоянно сочится опять же почти животная похоть вперемешку с глубочайшей человеческой нежность.
Никто в мире не знает точного числа детей Брандо. Не знал этого и сам артист. А поскольку Марлон действительно обладал повышенной половой потенцией, то редко проходил мимо дам, желающих полежать под ним. Он мало путешествовал по свету. Во всяком случае, жаждой увидеть мир никогда не страдал. Тем не менее, когда выезжал за пределы своего штата, то об этом всегда узнавали его поклонники и особенно поклонницы. Фанатки следовали за ним по пятам, а по приезду кумира на новое место, их число там неизменно увеличивалось. Брандо обычно выхватывал из толпы понравившуюся ему особь и приглашал счастливицу в номер отеля. Употребив ее по назначению, выпроваживал и приглашал другую. Этот круговорот обычно поддерживался во всех немногочисленных путешествиях актера. Лишь на редких представительниц прекрасного пола Марлон «западал» по-серьезному и надолго. Никогда не читал писем от своих поклонниц. Между тем многие из них признавались, что «понесли» от него. Брандо никогда и никого не удостаивал чести признания какого-нибудь ребенка своим. На эту тему всегда отшучивался в том смысле, что живя у стен погоста за всеми умершими не наплачешься. Вообще надо честно признать, что даже своих законных детей Марлон слегка недолюбливал. Равно как пренебрежительно относился и к своим поклонникам.
Для меня остается загадкой то обстоятельство, что среди тысяч и тысяч исследователей творчества Брандо не нашлось ни одного, кто бы серьезно проанализировал многочисленные комплексы и проблемы величайшего актера нашей с вами современности. Ведь по существу это был глубоко несчастный человек. Да он жил, как хотел – даже не на широкую – сверх широкую ногу. И дом у него был – полная чаша, с какой ни посмотри стороны. Однако именно в этом видимом благополучии и крылась колоссальная слабость, уязвимость Марлона. Хитрая и коварная судьба только внешне благоволила кумиру миллионов, понарошку изображала его хозяином положения, властелином судьбы собственной и судеб многих его поклонников. А исподтишка жестоко мстила великому актеру, словно бы наказывая его за неестественную гордыню. Переспав с несколькими тысячами женщин, он так и не нашел среди них по настоящему любимую. И очень часто возвращался к тем троим своим избранницам (первая жена Анна Кашфи, вторая - мексиканская актриса Мария Мовите Кастанед, третья – таитянкаТарита Таринойя), кого нагло бросил в молодости, в зрелости и в старости. При этом им двигала вовсе не любовь к последним. Пожалуй, по-настоящему этого глубокого чувства величайший покоритель женских сердец так и не испытал за всю свою длинную сексуальную жизнь. Он просто с некоторых пор стал понимать ту неоспоримую истину, до которой рано или поздно доходят все распутники на свете: наслаждение противоположным полом никогда не зависит от количества представителей этого самого пола.
«Марлон Брандо подготовил сценарий: «Похороны Марлона Брандо!» - эта сногсшибательная весть на разные лады перепевалась желтой прессой примерно за полгода до смерти великого артиста. Все это на поверку оказалось ложью! Брандо кремировали в глубочайшей тайне.
…В 2004 году американские кинокритики признали босса мафии Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо величайшим киногероем всех времен и народов. Образ Корлеоне, по мнению более чем двух тысяч критиков, несет в себе черты «скрытого, но обостренного чувства трагедии». А поскольку мир вокруг нас становится все более и более трагичным, то «это чувство проявляет себя все больше и больше, по мере того, как Вито осознает, что все сделанное им для защиты своей семьи, в конечном итоге приведет ее к уничтожению». Знать, шел он не праведным путем и к концу жизни понял это. Кроме всего прочего персонаж Брандо навсегда запомнится людям мира философской и культовой фразой: «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»
После «Крёстного отца» Брандо играл как-то неохотно, спорадически, скорее всего потому, что прекрасно понимал: вторично взять Джомолунгму дона Корлеоне невозможно в принципе. Но в детективе «Новичок», он спародировал своего героя. Иронично и с юмором, лишний раз доказав всем и себе в том числе, что «порох в его пороховницах» сухой, а бронепоезд его – на запасном пути. Смерть прервала его жизнь в кино. Вспоминаются слова А.Куприна, сказанные на смерть Марка Твена: «Шута хоронят – умер смех». Когда схоронили Брандо – умерло кино ХХ века. Будет другое, но вровень с доном Корлеоне уже никому не встать…
Михаил Захарчук.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев