С молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» начинаются молитвословия в период от праздника Вознесения до праздника Святой Троицы. Также к этой молитве верующие прибегают для защиты в любых сложных обстоятельствах. Эту молитву называют Ангельской песнью, так как её воспевают Ангелы на Небе у престола Божия. Христиане узнали об этой молитве и стали ее использовать спустя 400 лет после Рождества Христова.
История этой молитвы такова. В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, разрушались дома, целые города, селения. Народ, убоявшись такой разрухи, вместе с царем Феодосием слезно просил Бога о помощи, о прекращении напастей. Во время общей молитвы вдруг одного юношу на виду у всех невидимая сила подняла на Небо, а потом невредимым спустила на землю. Вернувшись после такого чудесного путешествия, юноша рассказал, что слышал, как Ангелы пели на Небе: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Люди, которые все это видели и слышали, начали с трепетом повторять слова молитвы, добавив: «Помилуй нас». И землетрясение тотчас прекратилось. Бог помиловал народ Свой. С тех пор эта песнь стала употребляться христианами. Ее поют и читают в Церкви за каждой церковной службой.
Молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» читается три раза в честь трёх Лиц Святой Троицы. В ней нет конкретных просьб, но есть обращение сразу к трем Лицам Святой Троицы как к одному, и это удивительная особенность данной молитвы.
Под словами «Святый Боже» разумеется Бог Отец. Песнь Ангелов «Свят, Свят, Свят Господь Бог!» донес до нас еще пророк Исаия: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. б, 2-3). Это видение повторяется в Откровении (Апокалипсисе) святого Иоанна Богослова: «…посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади… И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 6-8). Эта Ангельская песнь, в которой Бог трижды именуется Святым, была одной из первых вестей о великой тайне Троичности Божества.«Святые Серафимы через тройное Свят объявляют нам о Трех Ипостасях пресущественного Божества. А чрез едино господство они возвещают как о единой сущности, так и о едином Царстве Богоначальной Троицы». (преподобный Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»)
Под словами «Святый Крепкий» — разумеется Бог Сын (Он — Крепкий, или Всесильный, так как Своим воскресением разрушил ад и победил диавола; Богом Крепким назван грядущий Господь Иисус Христос у пророка Исаии — глава 9, стих б: Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности. Князь мира). Определения Божества Боже, Крепкий, Безсмертный, по наблюдению преподобного Иоанна Дамаскина, так же рядом стоят в псалме 41, стих 3: «Возжада душа, моя к Богу Крепкому, Живому».
Под словами «Святый Бессмертный» — Бог Дух Святой (Он, как Бог — вечен, и Он — Дух Животворящий: дает всем жизнь, и особенно духовную, добродетельную жизнь и бессмертие людям).
И, наконец, Трисвятое заключается всенародным воплем Церкви, самой частой ее молитвой: помилуй нас! Так как все Три Лица составляют Единого и Нераздельного Бога, заключение молитвы содержит глагол в единственном числе —помилуй нас — относится к одному и тому же Существу Божию.
«Мы слова Святый Боже понимаем об Отце, не Ему одному только отделяя имя Божества, но зная, как Бога, и Сына, и Духа Святого. И слова Святый Крепкий понимаем о Сыне, не лишая Отца и Духа Святого крепости. И слова Святый Безсмертный относим к Духу Святому, не помещая Отца и Сына вне бессмертия, но относительно каждой из Ипостасей принимая все Божеские имена просто и независимо и верно, подражая божественному апостолу, говорящему: «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы, для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8, б), и един Дух Святой, в Котором — всё и мы в Нем». (преподобный Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»)
Будем же уповать на безграничную милость Божию, постоянно славя Пресвятую Троицу – нашего единого Бога, подарившего нам жизнь. Будем дерзновенно подпевать Ангелам здесь, на земле, величая Творца земным и небесным хором. Прекраснее нет на свете слов, чем эти ангельские восклицания: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
по материалам из открытых источников интернета
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7