Валдай.)
ЛЕГЕНДА О ВЕЧЕВОМ КОЛОКОЛЕ И ВАЛДАЙСКИХ КОЛОКОЛЬЧИКАХ
Трагический
конец вольного Новгорода поразил воображение русского народа, породив
много устных преданий и среди них легенду о вечевом колоколе. Легенда
гласит, что по приказу московского великого князя колокол был погружен
на особые сани повышенной грузоподъемности и отправлен в Москву.
Возле
Валдая сани опрокинулись, колокол упал и разбился на мелкие куски.
Осколки подобрали валдайские мастера и отлили из них множество поддужных
колокольчиков.
Итак,
в 1478 году, не выдержав тяжелой осады, новгородцы были вынуждены
принять все условия великого князя, более похожие на ультиматум: «Вечу
не быть, колоколу не быть, а государство все нам держати». За это
великий князь обещал не трогать боярских вотчин и не выводить
новгородцев из новгородских земель. Оба обещания Иван III нарушил. Почти
все состоятельные новгородцы, включая тех, кто выступал на стороне
Москвы, были депортированы, а земельные владения бояр и Софийского дома
отошли великому князю.
В
январе 1478 года Ярославов двор был освобожден от находившихся там
вечевых учреждений. 8 февраля великий князь повелел снять вечевой
колокол и увезти в Москву. Летописец пишет, что, прощаясь с колоколом,
все новгородцы от мала до велика плакали как по покойнику.
Что
же представлял собой вечевой колокол? По всей вероятности, вечевых
колоколов было два, так как в Новгороде собиралось два веча, одно возле
Софийского собора, где выбирали новгородских владык, другое на
Ярославовом дворе. Колокол-вечник обладал особым голосом, который
новгородское ухо легко отличало от голоса церковных колоколов.
Ударить
в вечевой колокол имел право любой свободный новгородец, но за «ложный
звон» можно было дорого поплатиться. Звонница была невысокой, поскольку
звонили с земли, на европейский манер раскачивая сам колокол, а не
«било», то есть его язык. Такие колокола назывались «очапными».
По
свидетельству Карамзина, привезенный в Москву вечевой колокол был
повешен на колокольне Успенского собора. Однако историк М. Полянский
утверждает, что новгородский вечник два столетия служил всполошным
колоколом у Спасских ворот Кремля. Известен эпизод, когда в 1681 году
царь Федор Алексеевич был напуган внезапным звоном этого колокола и
приказал дослать его в Карельский монастырь недалеко от Архангельска. По
другой версии колокол никуда не увезли, он разбился во время пожара в
1713 году. По повелению Петра I разбившийся колокол был отлит заново и
помещен в Московской Оружейной палате, где находится до сих пор. Во
время нашествия Наполеона колокол вывозили из Москвы, а затем снова
вернули в Оружейную палату. В 1917 году Новгородская городская управа
сделала запрос о судьбе вечевого колокола в надежде получить его
обратно, но в это время в стране началась революция…
Таким
образом, можно предположить, что новгородский вечевой колокол, а вернее
сказать, бронза, из которой он был отлит, хранится сегодня в Оружейной
палате в качестве экспоната под названием «Колокол И. Моторина». Его вес
составляет 1728 килограммов.
Что
же касается валдайских колокольчиков, то о них можно многое узнать,
посетив замечательный музей колоколов в Валдае. Ямщицкий колокольчик был
чисто русским изобретением, выполнявшим сразу несколько функций:
сигнального оповещения, музыкального инструмента и своего рода дирижера,
задававшего ритм движения лошадям. По своей форме колокольчик
напоминает женщину, одетую в сарафан.
Валдайские
колокольчики пользовались на Руси огромным спросом, хотя и стоили
недешево. Легенда о вечевом колоколе служила им лучшей рекламой.
#amaks
#amakshotelsresorts #валдайскиезори #отельвалдайскиезори #валдай
#историявалдая #музейколоколов #историяроссии #историяновгорода
#история
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев