Официальная медицина знает состояние, которое несведущий человек может назвать «окаменением». Это кататонический ступор - двигательное расстройство, возникающее при шизофрении и других психических нарушениях.
Поэтому нам о поступках допускаемых надо заранее думать. Их взвешивать и тщательно анализировать.
"Стояние Зои" изображено на иконе в одном из самарских храмов
Дом № 84 на улице Чкаловской и теперь сохранился. Именно там зимой 1956 года действительно наблюдалось невиданное скопление людей - до нескольких десятков тысяч человек. Их привлекли слухи, что в доме стоит окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. Разные краеведы приводили и приводят несколько версий событий. В частности, по одной из них одна из девушек действительно с иконой в руках пыталась остановить танцующие пары, утверждая, что танцы – это богохульство. А молодежь в ответ подшучивала – мол, раз ты не танцуешь, то сама окаменела.
Эти разговоры услышали две старухи-богомолицы, заглянувшие в гости к хозяйке дома (судя по тому, что в доме водились иконы, хозяйка вполне могла быть религиозной женщиной). Они и разнесли слух.
Теперь к ногам Николая Чудотворца современные жители города Самары круглый год несут к этой вот часовенке цветы. Или проходя мимо, останавливаются, крестятся на нее.
Утверждаю, потому что сам это видел.
Есть теперь у каждого жителя современного города Самара и такое право. Слова тогдашнего первого секретаря обкома Михаила Ефремова отрицать или опровергать, это было его право. Который официально тогда не только «каменное стояние», но и сам факт существования Зои опровергал.
А как теперь гласят исторические документы, в обличительной речи Ефремова, где сквозила даже какая-то досада на глупость и доверчивость соотечественников. И тогда в газете под названием «Волжская коммуна» был опубликован фельетон, полостью разделяющий точку зрения партийного лидера: история с «зоиным стоянием» — «утка».
А слух этот как бы выдумала и распространила какая-то неизвестная женщина по имени Аграфена. И это она, увидев все-таки во всем этом "быть танцам", осуждающе бросила: «Да, за такой грех, обернешься и ты соляным столбом!»
Дом же принадлежал некоей Клавдии Болонкиной. Видимо, история пришлась хозяйке по вкусу, ибо женщина растрезвонила ее по всей округе, а набожные старушки подхватили и дополнили подробностями.
И по свидетельству очевидцев, к дому №84 по улице Чкалова немедленно стал стекаться люд.
«вся улица была запружена народом, всем хотелось увидеть чудо. Остановилось трамвайное движение. Количество любопытных росло, трещали и ломались заборы, были поломаны все фруктовые деревья у близлежащих домов. Привычная жизнь населения нарушилась – нельзя было выйти на работу, отправить ребенка в школу….»
Скорее всего это преувеличение, но беспорядки у небезызвестного дома все же имелись. Вот почему и было решено выставить у дома пост милиции, а потом еще и усилить его конным отрядом. Однако, вместо того чтобы разогнать толпу, присутствие милиции лишь стимулировало обывательский интерес к делу Зои и привело к тому, что народ начал стремиться проникнуть в дом еще активнее.
Выходило постановление ЦК КПСС об ошибках проведения научно-атеистической пропаганды среди населения. В том же фельетоне, опубликованном в газете «Волжская коммуна», автор упрекал пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС, «забывших о своей обязанности неустанно распространять в массах научные знания и бороться с пережитками прошлого», коей и являлась вера в Бога. Посетил, не мог посетить и я теперь то место. Место моей молодости.
Теперь это и всё былое - наша с вами история. В ней мы жили, которую умом и делами создавали, вершили. На хранение потомкам передали.
Берегите нашу историю такой, какая она есть. Ничего не перестраивая, не убирая и ничего не.забывая...
Друзья пытались было ее остановить – мол, не греши, однако девушка лишь отмахнулась. Но, как теперь говорят, едва вышла в круг танцующих – застыла на месте: окаменела. И при этом оставалась жить – дышала, билось сердце. Сдвинуть ее с места оказалось невозможно. И стояние Зои продлится до Пасхи.
- А потом к Зое приходил какой-то старец, который затем таинственным образом исчез – верующие убеждены, что это был сам Николай Чудотворец, - рассказывала нам в школе киномехаников Валя, которая проживала тогда в городе Куйбышеве на соседней улице. И вся эта история загадочная с их Зоей происходила на ее глазах.
Но вот действительно ли через 128 дней Зоя начала оживать, версии расходятся: по одной из них на третий день Пасхи она умерла, по другой – осталась жива, но угодила в психиатрическую больницу.
Другое ясно. Теперь верующие самарцы единодушны и не сомневаются – чудо тех лет действительно было. И они верят, что, мол, это Господь вразумил девушку, осмелившуюся допустить святотатство. Стояние Зои признано и Самарской епархией.
- Митрополит Самарский и Сызранский Сергий очень трепетно относится к этой истории, искренне убежден, что это чудесное свидетельство явления Бога, - рассказал журналисту «КП-Самара» пресс-секретарь Самарской епархии протоиерей Максим Кокарев. – И для большинства верующих это чудо, которое не требует доказательств. Такие чудеса нередко случаются в тяжелые времена, чтобы поддержать людей в их вере. Что касается Божьей кары, то это не совсем так.
Господь не покарал, а вразумил, причем не одну Зою, но через нее - тысячи человек. Безусловно, Бог простил Зое ее проступок. Но одного прощения мало. Важно вразумление, покаяние, а через него – внутреннее изменение человека, без которого невозможно спасение.
Теперь Зоя в самарской истории. Около ее дома возвели небольшую часовню и памятник Николаю Чудотворцу.
Официальная медицина знает состояние, которое несведущий человек может назвать «окаменением». Это кататонический ступор - двигательное расстройство, возникающее при шизофрении и других психических нарушениях.
Поэтому нам о поступках, нами допускаемых, надо заранее думать.
"Стояние Зои" изображено на иконе в одном из самарских храмов
Дом № 84 на улице Чкаловской и теперь сохранился. Именно там зимой 1956 года действительно наблюдалось невиданное скопление людей - до нескольких десятков тысяч человек. Их привлекли слухи, что в доме стоит окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. Разные краеведы приводили и приводят несколько версий событий. В частности, по одной из них одна из девушек действительно с иконой в руках пыталась остановить танцующие пары, утверждая, что танцы – это богохульство. А молодежь в ответ подшучивала – мол, раз ты не танцуешь, то сама окаменела.
Эти разговоры услышали две старухи-богомолки, заглянувшие в гости к хозяйке дома (судя по тому, что в доме водились иконы, хозяйка вполне могла быть религиозной женщиной). Они и разнесли слух.
Теперь к ногам Николая Чудотворца современные жители города Самары круглый год несут к этой вот часовенке цветы. Или проходя мимо, останавливаются, крестятся на нее.
Утверждаю, потому что сам это видел.
Есть теперь у каждого жителя современного города Самара и такое право. Слова тогдашнего первого секретаря обкома Михаила Ефремова отрицать или опровергать, это было его право. Который официально тогда не только «каменное стояние», но и сам факт существования Зои опровергал.
А как теперь гласят исторические документы, в обличительной речи Ефремова, где сквозила даже какая-то досада на глупость и доверчивость соотечественников. И тогда в газете под названием «Волжская коммуна» был опубликован фельетон, полостью разделяющий точку зрения партийного лидера: история с «зоиным стоянием» — «утка».
А слух этот как бы выдумала и распространила какая-то неизвестная женщина по имени Аграфена. И это она, увидев все-таки во всем этом "быть танцам", осуждающе бросила: «Да, за такой грех, обернешься и ты соляным столбом!»
Дом же принадлежал некоей Клавдии Болонкиной. Видимо, история пришлась хозяйке по вкусу, ибо женщина растрезвонила ее по всей округе, а набожные старушки подхватили и дополнили подробностями.
И по свидетельству очевидцев, к дому №84 по улице Чкалова немедленно стал стекаться люд.
«вся улица была запружена народом, всем хотелось увидеть чудо. Остановилось трамвайное движение. Количество любопытных росло, трещали и ломались заборы, были поломаны все фруктовые деревья у близлежащих домов. Привычная жизнь населения нарушилась – нельзя было выйти на работу, отправить ребенка в школу….»
Скорее всего это преувеличение, но беспорядки у небезызвестного дома все же имелись. Вот почему и было решено выставить у дома пост милиции, а потом еще и усилить его конным отрядом. Однако, вместо того чтобы разогнать толпу, присутствие милиции лишь стимулировало обывательский интерес к делу Зои и привело к тому, что народ начал стремиться проникнуть в дом еще активнее.
Выходило постановление ЦК КПСС об ошибках проведения научно-атеистической пропаганды среди населения. В том же фельетоне, опубликованном в газете «Волжская коммуна», автор упрекал пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС, «забывших о своей обязанности неустанно распространять в массах научные знания и бороться с пережитками прошлого», коей и являлась вера в Бога. Посетил, не мог посетить и я теперь то место. Место моей молодости.
Теперь это и всё былое - наша с вами история. В ней мы жили, которую умом и делами создавали, вершили. На хранение потомкам передали.
Берегите нашу историю такой, какая она есть. Ничего не перестраивая, не убирая и ничего не.забывая...
Комментарии 3