Tengrinews.kz ▶ Назарбаев рассказал о предложении создать Туркестанскую республику: 02 декабря 2021 20:57 ▶ Читать подробнее актуальные новости и события на сайте.
Подписание Беловежских соглашений. За столом сидят: слева — Витольд Фокин и Леонид Кравчук, в центре — Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич, справа — Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис
В Соглашении констатировалось прекращение существования Союза ССР как «субъекта международного права и геополитической реальности» и заявлялось о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)[6]. Соглашение подписали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич от Республики Беларусь, Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис от Российской Федерации (РСФСР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин от Украины.
То есть инициаторами развала СССР и подписавшие документ о прекращении существования этой страны , были главы трёх славянских республик России (РСФСР) , Белорусской ССР ( Беларусь ) и Украины.
В ответ на это по инициативе президента Туркменистана Сапармурада Ниязова была созвана в Ашхабаде встреча глав республик Средней Азии и Казахстана. Где С. Ниязов предложил объединиться в Туркестанский Союз , сославшийся на общие исторические корни , общность границ , он не призывал к созданию политического союза по национальному принципу в противовес , создавшемуся славянскому союзу , а создание некоей конфедерации , на основе общих экономических , гуманитарных интересов. Против выступил Нурсултан Назарбаев , испугавшись , что это сможет привести к конфликту в первую очередь с Россией . На тот момент казахи составляли чуть более одной трети всего населения Казахстана . Его поддержал и президент Узбекистана Ислам Каримов . В итоге идея создания Туркестанского Союза потерпела фиаско.
Уже на четвертый день после заключения Беловежского соглашения, 12 декабря 1991 года, лидеры среднеазиатских республик и Казахстана встретились в столице Туркменистана.
«Мы собрались у Ниязова в Ашхабаде, — вспоминал Нурсултан Назарбаев на встрече с редакторами московских газет 15 апреля 1995 года. — До трех часов утра обсуждали: то ли мы не признаем упразднение Союза, а Горбачева признаем президентом, — но какой Союз без России? То ли создаем среднеазиатскую конфедерацию, — это Ниязов предложил, но экономика-то у нас общая, армия единая, рубль один и тот же, 1150 ядерных боеголовок в Казахстане… Как можно вставать в конфронтацию с Россией?». Итоговое заявление участников совещания в Ашхабаде после скрупулезного обсуждения Беловежского соглашения было принято на следующий день, 13 декабря. Его авторы соглашались, что новое содружество действительно стало необходимостью, но подчеркивали, что оно возможно только при равноправном участии всех независимых государств — субъектов бывшего Союза. При этом они должны быть не «присоединившимися», а полноправными соучредителями Содружества. Реагируя на разговоры о славянском характере беловежского «новорожденног...Ещё«Мы собрались у Ниязова в Ашхабаде, — вспоминал Нурсултан Назарбаев на встрече с редакторами московских газет 15 апреля 1995 года. — До трех часов утра обсуждали: то ли мы не признаем упразднение Союза, а Горбачева признаем президентом, — но какой Союз без России? То ли создаем среднеазиатскую конфедерацию, — это Ниязов предложил, но экономика-то у нас общая, армия единая, рубль один и тот же, 1150 ядерных боеголовок в Казахстане… Как можно вставать в конфронтацию с Россией?». Итоговое заявление участников совещания в Ашхабаде после скрупулезного обсуждения Беловежского соглашения было принято на следующий день, 13 декабря. Его авторы соглашались, что новое содружество действительно стало необходимостью, но подчеркивали, что оно возможно только при равноправном участии всех независимых государств — субъектов бывшего Союза. При этом они должны быть не «присоединившимися», а полноправными соучредителями Содружества. Реагируя на разговоры о славянском характере беловежского «новорожденного», авторы заявления обращали внимание и на то, что СНГ не может быть образовано по этническим, конфессиональным или любым другим признакам, нарушающим права человека и народов. Важнейшими положениями заявления стало также то, что Содружество должно признать территориальную целостность и неприкосновенность существующих границ республик, а также обеспечить единый контроль над ядерным оружием. Только на таких условиях участники встречи готовы были стать равноправными соучредителями СНГ.
Назарбаев здесь лукавит никакой конфронтации с Россией Ниязов не предлагал , он предложил образовать Туркестанский союз на основе экономических , культурных , гуманитарных отношений без всякой политической надстройки , то есть говоря проще союз не против кого бы то ни было , а для сохранения и создания условий для выживания народов в условиях внезапно обрушившихся , как снег на голову обстоятельств , которые вероломно создали главы России , Беларуси и Украины , без предупреждения решивших развалить Советский Союз , в составе которого были эти пять союзных республик.
По воспоминаниям непосредственного участника той встречи Петра Кравченко, тогдашнего министра иностранных дел Белоруссии, переговоры начались, да и, собственно, закончились еще за ужином 7 декабря. Вот как описывает Кравченко декабрьские сутки 7–8 декабря 1991 года в Беловежье в своих мемуарах: «Тревога ощущалась в репликах буквально каждого участника встречи. Все чувствовали себя неуютно. Время от времени звучал мрачный юмор: «Вот тут нас можно сразу всех и накрыть, одного батальона хватит». Решающий разговор начал Ельцин, заявив, что старый Союз больше не существует, и мы должны создавать нечто новое. Помню, Кравчук криво усмехнулся, выслушав эту преамбулу... У одного лишь Кравчука было приподнятое настроение — в тот день он подстрелил кабанчика. Охотой это можно было назвать с большой натяжкой. Кравчук с вышки расстрелял привязанного за ногу к дереву зверя. Но глава Украины был возбужден, радостен и, поднимая чарку, с невинной улыбкой хоронил инициативы Ельцина одну за другой. А Ель...ЕщёПо воспоминаниям непосредственного участника той встречи Петра Кравченко, тогдашнего министра иностранных дел Белоруссии, переговоры начались, да и, собственно, закончились еще за ужином 7 декабря. Вот как описывает Кравченко декабрьские сутки 7–8 декабря 1991 года в Беловежье в своих мемуарах: «Тревога ощущалась в репликах буквально каждого участника встречи. Все чувствовали себя неуютно. Время от времени звучал мрачный юмор: «Вот тут нас можно сразу всех и накрыть, одного батальона хватит». Решающий разговор начал Ельцин, заявив, что старый Союз больше не существует, и мы должны создавать нечто новое. Помню, Кравчук криво усмехнулся, выслушав эту преамбулу... У одного лишь Кравчука было приподнятое настроение — в тот день он подстрелил кабанчика. Охотой это можно было назвать с большой натяжкой. Кравчук с вышки расстрелял привязанного за ногу к дереву зверя. Но глава Украины был возбужден, радостен и, поднимая чарку, с невинной улыбкой хоронил инициативы Ельцина одну за другой. А Ельцин искренне старался спасти Союз, пусть даже в новой, видоизмененной форме. Он убеждал Кравчука в том, что мы не должны далеко уходить друг от друга, говорил, что нам этого не простят народы, не простят ни потомки, ни предки, создававшие эту страну. Но Кравчук не хотел ничего подписывать! Он говорил, что Советского Союза больше нет, а создавать какие-то новые союзы ему не позволит парламент. Да Украине эти союзы и не нужны, украинцы не хотят идти из одного ярма в другое».
Заявление глав среднеазиатских республик СССР от 13.12.1991 http://web.archive.org/web/20160305043444/http://www.ni-journal.ru/archive/2001/n5_6_2001/94defb0f/ecc8ccfc/ ЗАЯВЛЕНИЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан Главы государств Назарбаев Н. А., Акаев А.А., Набиев Р. Н., Ниязов С. А., Каримов И. А. в соответствии с договоренностями, достигнутыми на встречах в Алма-Ате (1990 г.) и в Ташкенте (1991 г.), собрались на очередную консультативную встречу в Ашхабаде, где обсудили ситуацию, сложившуюся после подписания в Минске Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. В результате всестороннего обмена мнениями и анализа политической обстановки участники встречи заявляют следующее:
Стремление лидеров Республики Беларусь, РСФСР, Украины создать на месте ранее бесправных республик объединенные в содружество независимые правовые государства воспринимается нами с пониманием. Минская инициатива по созданию Содружества Независимых Государств с участием в нем Украины носит позитивный характер. Однако соглашение об этом явилось для нас неожиданностью. Участники совещания согласны с утверждением о том, что процесс новой интеграции субъектов прежнего СССР на основе решений V Съезда народных депутатов СССР зашел в тупик. Недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества. Участники встречи полагают, что: — необходима координация усилий по формированию Содружества Независимых Государств; — создание Содружества Независимых Государств должно осуществляться на правовой основе; — должно быть обеспечено равноправное участие субъектов бывшег...ЕщёСтремление лидеров Республики Беларусь, РСФСР, Украины создать на месте ранее бесправных республик объединенные в содружество независимые правовые государства воспринимается нами с пониманием. Минская инициатива по созданию Содружества Независимых Государств с участием в нем Украины носит позитивный характер. Однако соглашение об этом явилось для нас неожиданностью. Участники совещания согласны с утверждением о том, что процесс новой интеграции субъектов прежнего СССР на основе решений V Съезда народных депутатов СССР зашел в тупик. Недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества. Участники встречи полагают, что: — необходима координация усилий по формированию Содружества Независимых Государств; — создание Содружества Независимых Государств должно осуществляться на правовой основе; — должно быть обеспечено равноправное участие субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств, при этом все государства, образующие Содружество, должны быть признаны в качестве учредителей и указаны в тексте Соглашения как Высокие Договаривающиеся Стороны; — следует учесть в этих документах, решениях и соглашениях исторические и социально-экономические реалии республик Средней Азии и Казахстана, которые при подготовке Соглашения о Содружестве, к сожалению, не принимались во внимание; — Содружество Независимых Государств должно гарантировать равноправие всех наций и народностей, защиту их прав и интересов; — Содружество Независимых Государств не может образовываться по этническому, конфессиональному или любому иному признаку, нарушающему права человека и народов; — Содружество Независимых Государств признает и уважает территориальную целостность и неприкосновенность ныне существующих границ; — в интересах сохранения стратегической стабильности в мире целесообразно обеспечить единый контроль над ядерным оружием и объединенное командование войсками стратегического сдерживания и военно-морскими силами; — ранее заключенный Договор об экономическом сообществе необходимо подтвердить и завершить работу над ним в полном объеме. Исходя из вышеизложенного, мы заявляем о готовности стать равноправными соучредителями Содружества Независимых Государств, учитывающего интересы всех его субъектов. Вопросы формирования Содружества Независимых Государств должны быть рассмотрены на совещании глав суверенных государств. Участники консультативной встречи с пониманием относятся к тому, что Республика Узбекистан окончательно определит свою позицию по участию в Соглашении о Содружестве Независимых Государств после проведения 29 декабря сего года всенародных выборов Президента. К настоящему Заявлению прилагаются согласованные на встрече предварительные поправки и предложения к подписанному в Минске Соглашению о Содружестве Независимых Государств. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, Президент Республики Кыргызстан А.А. Акаев, Президент Республики Таджикистан Р.Н. Набиев, Президент Туркменистана С.А. Ниязов, Президент Республики Узбекистан И.Л. Каримов г. Ашхабад, 13 декабря 1991 г.
Если бы 33 года назад других лидеры среднеазиатских республик , поддержали бы предложение С. Ниязова о создании Туркестанского союза как бы это могло сказаться на дальнейшем развитии наших стран ? Мне кажется , что это пошло бы только на пользу нашим народам . Ведь к этому все равны мы пришли , образовав Организацию Тюркских Государств , уже в расширенном составе , включая Азербайджан и Турцию . Ведь сейчас 6 независимых тюркских государства , с населением более 160 миллионов , обладающих огромные богатствами недр , имеют реальные шансы стать одним из мощных игроков в мире , самое главное в этом союзе нет «старшего брата» , который бы всем указывал как нужно правильно жить .
Tengrinews.kz ▶ Назарбаев рассказал о предложении создать Туркестанскую республику: 02 декабря 2021 20:57 ▶ Читать подробнее актуальные новости и события на сайте.
Комментарии 14
Соглашение подписали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич от Республики Беларусь, Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис от Российской Федерации (РСФСР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин от Украины.
Против выступил Нурсултан Назарбаев , испугавшись , что это сможет привести к конфликту в первую очередь с Россией . На тот момент казахи составляли чуть более одной трети всего населения Казахстана .
Его поддержал и президент Узбекистана Ислам Каримов .
В итоге идея создания Туркестанского Союза потерпела фиаско.
Итоговое заявление участников совещания в Ашхабаде после скрупулезного обсуждения Беловежского соглашения было принято на следующий день, 13 декабря. Его авторы соглашались, что новое содружество действительно стало необходимостью, но подчеркивали, что оно возможно только при равноправном участии всех независимых государств — субъектов бывшего Союза. При этом они должны быть не «присоединившимися», а полноправными соучредителями Содружества.
Реагируя на разговоры о славянском характере беловежского «новорожденног...Ещё«Мы собрались у Ниязова в Ашхабаде, — вспоминал Нурсултан Назарбаев на встрече с редакторами московских газет 15 апреля 1995 года. — До трех часов утра обсуждали: то ли мы не признаем упразднение Союза, а Горбачева признаем президентом, — но какой Союз без России? То ли создаем среднеазиатскую конфедерацию, — это Ниязов предложил, но экономика-то у нас общая, армия единая, рубль один и тот же, 1150 ядерных боеголовок в Казахстане… Как можно вставать в конфронтацию с Россией?».
Итоговое заявление участников совещания в Ашхабаде после скрупулезного обсуждения Беловежского соглашения было принято на следующий день, 13 декабря. Его авторы соглашались, что новое содружество действительно стало необходимостью, но подчеркивали, что оно возможно только при равноправном участии всех независимых государств — субъектов бывшего Союза. При этом они должны быть не «присоединившимися», а полноправными соучредителями Содружества.
Реагируя на разговоры о славянском характере беловежского «новорожденного», авторы заявления обращали внимание и на то, что СНГ не может быть образовано по этническим, конфессиональным или любым другим признакам, нарушающим права человека и народов. Важнейшими положениями заявления стало также то, что Содружество должно признать территориальную целостность и неприкосновенность существующих границ республик, а также обеспечить единый контроль над ядерным оружием. Только на таких условиях участники встречи готовы были стать равноправными соучредителями СНГ.
«Тревога ощущалась в репликах буквально каждого участника встречи. Все чувствовали себя неуютно. Время от времени звучал мрачный юмор: «Вот тут нас можно сразу всех и накрыть, одного батальона хватит». Решающий разговор начал Ельцин, заявив, что старый Союз больше не существует, и мы должны создавать нечто новое. Помню, Кравчук криво усмехнулся, выслушав эту преамбулу... У одного лишь Кравчука было приподнятое настроение — в тот день он подстрелил кабанчика. Охотой это можно было назвать с большой натяжкой. Кравчук с вышки расстрелял привязанного за ногу к дереву зверя. Но глава Украины был возбужден, радостен и, поднимая чарку, с невинной улыбкой хоронил инициативы Ельцина одну за другой. А Ель...ЕщёПо воспоминаниям непосредственного участника той встречи Петра Кравченко, тогдашнего министра иностранных дел Белоруссии, переговоры начались, да и, собственно, закончились еще за ужином 7 декабря. Вот как описывает Кравченко декабрьские сутки 7–8 декабря 1991 года в Беловежье в своих мемуарах:
«Тревога ощущалась в репликах буквально каждого участника встречи. Все чувствовали себя неуютно. Время от времени звучал мрачный юмор: «Вот тут нас можно сразу всех и накрыть, одного батальона хватит». Решающий разговор начал Ельцин, заявив, что старый Союз больше не существует, и мы должны создавать нечто новое. Помню, Кравчук криво усмехнулся, выслушав эту преамбулу... У одного лишь Кравчука было приподнятое настроение — в тот день он подстрелил кабанчика. Охотой это можно было назвать с большой натяжкой. Кравчук с вышки расстрелял привязанного за ногу к дереву зверя. Но глава Украины был возбужден, радостен и, поднимая чарку, с невинной улыбкой хоронил инициативы Ельцина одну за другой. А Ельцин искренне старался спасти Союз, пусть даже в новой, видоизмененной форме. Он убеждал Кравчука в том, что мы не должны далеко уходить друг от друга, говорил, что нам этого не простят народы, не простят ни потомки, ни предки, создававшие эту страну. Но Кравчук не хотел ничего подписывать! Он говорил, что Советского Союза больше нет, а создавать какие-то новые союзы ему не позволит парламент. Да Украине эти союзы и не нужны, украинцы не хотят идти из одного ярма в другое».
http://web.archive.org/web/20160305043444/http://www.ni-journal.ru/archive/2001/n5_6_2001/94defb0f/ecc8ccfc/
ЗАЯВЛЕНИЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан
Главы государств Назарбаев Н. А., Акаев А.А., Набиев Р. Н., Ниязов С. А., Каримов И. А. в соответствии с договоренностями, достигнутыми на встречах в Алма-Ате (1990 г.) и в Ташкенте (1991 г.), собрались на очередную консультативную встречу в Ашхабаде, где обсудили ситуацию, сложившуюся после подписания в Минске Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. В результате всестороннего обмена мнениями и анализа политической обстановки участники встречи заявляют следующее:
Участники совещания согласны с утверждением о том, что процесс новой интеграции субъектов прежнего СССР на основе решений V Съезда народных депутатов СССР зашел в тупик. Недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества.
Участники встречи полагают, что:
— необходима координация усилий по формированию Содружества Независимых Государств;
— создание Содружества Независимых Государств должно осуществляться на правовой основе;
— должно быть обеспечено равноправное участие субъектов бывшег...ЕщёСтремление лидеров Республики Беларусь, РСФСР, Украины создать на месте ранее бесправных республик объединенные в содружество независимые правовые государства воспринимается нами с пониманием. Минская инициатива по созданию Содружества Независимых Государств с участием в нем Украины носит позитивный характер. Однако соглашение об этом явилось для нас неожиданностью.
Участники совещания согласны с утверждением о том, что процесс новой интеграции субъектов прежнего СССР на основе решений V Съезда народных депутатов СССР зашел в тупик. Недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества.
Участники встречи полагают, что:
— необходима координация усилий по формированию Содружества Независимых Государств;
— создание Содружества Независимых Государств должно осуществляться на правовой основе;
— должно быть обеспечено равноправное участие субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств, при этом все государства, образующие Содружество, должны быть признаны в качестве учредителей и указаны в тексте Соглашения как Высокие Договаривающиеся Стороны;
— следует учесть в этих документах, решениях и соглашениях исторические и социально-экономические реалии республик Средней Азии и Казахстана, которые при подготовке Соглашения о Содружестве, к сожалению, не принимались во внимание;
— Содружество Независимых Государств должно гарантировать равноправие всех наций и народностей, защиту их прав и интересов;
— Содружество Независимых Государств не может образовываться по этническому, конфессиональному или любому иному признаку, нарушающему права человека и народов;
— Содружество Независимых Государств признает и уважает территориальную целостность и неприкосновенность ныне существующих границ;
— в интересах сохранения стратегической стабильности в мире целесообразно обеспечить единый контроль над ядерным оружием и объединенное командование войсками стратегического сдерживания и военно-морскими силами;
— ранее заключенный Договор об экономическом сообществе необходимо подтвердить и завершить работу над ним в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, мы заявляем о готовности стать равноправными соучредителями Содружества Независимых Государств, учитывающего интересы всех его субъектов. Вопросы формирования Содружества Независимых Государств должны быть рассмотрены на совещании глав суверенных государств.
Участники консультативной встречи с пониманием относятся к тому, что Республика Узбекистан окончательно определит свою позицию по участию в Соглашении о Содружестве Независимых Государств после проведения 29 декабря сего года всенародных выборов Президента.
К настоящему Заявлению прилагаются согласованные на встрече предварительные поправки и предложения к подписанному в Минске Соглашению о Содружестве Независимых Государств.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев,
Президент Республики Кыргызстан А.А. Акаев,
Президент Республики Таджикистан Р.Н. Набиев,
Президент Туркменистана С.А. Ниязов,
Президент Республики Узбекистан И.Л. Каримов
г. Ашхабад, 13 декабря 1991 г.
Мне кажется , что это пошло бы только на пользу нашим народам .
Ведь к этому все равны мы пришли , образовав Организацию Тюркских Государств , уже в расширенном составе , включая Азербайджан и Турцию .
Ведь сейчас 6 независимых тюркских государства , с населением более 160 миллионов , обладающих огромные богатствами недр , имеют реальные шансы стать одним из мощных игроков в мире , самое главное в этом союзе нет «старшего брата» , который бы всем указывал как нужно правильно жить .