Дува Сохор.
Одной из двух наиболее крупных и значительных этнических групп, объединение которых привело к появлению калмыцкой народности на берегах Волги, являются дербеты, история которых своими корнями уходит в седую древность.
Дува Сохор – родоначальник дербетов
Первое письменное упоминание о дербетах встречается в "Сокровенном сказании монголов" XIII века. Анонимный автор не просто отмечает существование этого степного племени, но и определяет ему одно из центральных мест в становлении монголов как народа. Родоначальником дербетов он называет Дува Сохора, потомка в двенадцатом колене "прародителей монголов" Борте Чино и Гоа Марал. Его отцом был Тороколджин Баян, имевший двух боевых коней Дайр и Боро, матерью - Борокчин Гоа.
"Дува Сохор, имевший посредине лба единственный глаз, видел на расстоянии трех кочевок". Столь необычные явления внешнего облика и редких способностей выглядят сказочно, но вряд ли древние родовые легенды и предания сохранили эти особенности личности Дува Сохора как просто врожденную аномалию или физическое увечье. Похоже, здесь мы наблюдаем особенности более архаичных верований некоторых племен Центральной Азии. На "заре истории", еще в V веке до н.э., Геродот, описывая народы Азии, неоднократно упоминает об "одноглазых людях", которых скифы называли аримаспами. "Арима" переводится с языка скифов как "единица", а "спу" - "глаз".
Далее "отец истории" замечает: "... я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как у прочих людей". С его слов известно, что полумифический путешественник Аристей даже бывал в их стране. Завоевательная политика аримаспов в отношении исседонов заставила и другие кочевые народы Степи продвинуться далеко на запад. Что же все-таки явилось основанием для мифа об "одноглазости" - достоверно не известно, но отголоски этого явления мы можем сегодня наблюдать в Индии, где многие народы продолжают осуществлять ежедневный ритуал нанесения краской точки на лбу, символизирующей "третий глаз". "Открытие третьего глаза" является одной из главных инициации и для тибетских монахов. Вспомним, что на протяжении тысячелетий на полуостров Индостан неоднократно вторгались завоеватели из Центральной Азии, создав яркую этническую палитру этого субконтинента.
По преданию "всевидящее око" Дува Сохора во многом повлияло на процесс образования монгольской народности. Однажды Дува Сохор с младшим братом Добун Мергеном взошли на Бурхан-Халдун. Оттуда старший брат увидел невесту для младшего и отправил его свататься. Брак состоялся. Женой Добун Мергена стала Алан Гоа, "прародительница монголов" и "золотого рода" Чингис-хана.
У Дува Сохора было четверо сыновей, которые после смерти отца, не признавая своего дядю Добун Мергена за родича, откочевали. Большинство исторических хроник связывает появление племени дербет с этими четырьмя братьями. Ранние письменные источники не упоминают их имен. Только через несколько столетий монгольская "Алтай тобчи" называет их: Донай, Докшин, Эмнек и Эркек. В переводе с монгольского языка эти имена означают хитрость, свирепость, необузданность, капризность и другие нелицеприятные черты. Какой любящий отец, а тем более "дальновидный" Дува Сохор, мог дать своим детям такие имена? Но если учесть, что автор "Алтан тобчи" жил в самый разгар монголо-джунгарского противоборства, то появление этих имен в монгольском произведении вполне объяснимо.
Рашид ад Дин в своих "Летописях", освещая древнюю историю монголов, в отношении дурбенов (дербетов) приводит противоречивые сведения. С одной стороны, он отмечает появление дербетов от четырех сыновей Тамачи, далекого предка Дува Сохора, с другой стороны включает племя дурбан (дербет) в состав подразделения нирун, т.е. прямых потомков Алан Гоа. Это племя было воинственным и свободолюбивым. Рашид ад Дин упоминает о нападении воинов этого племени на победителя киданей общемонгольского Кутула-хана задолго до появления на политической арене Чингис-хана. И в дальнейшем они активно противодействовали объединению Монголии, входя в различные военно-политические союзы. Подчинились они Чингис-хану только после разгрома им войск найманского Таян-хана. Тем не менее, потомки Дува Сохора из племени дурбан (дербет) занимали при дворе и войске Великих ханов ответственные посты. Дуисукэ был нойоном тысячи нукеров монгольского войска. Его сыном был Уркэту-нойон, а внуком - Есу Бука-гургэн, т.е. зять Великого хана. Юраки был не только стольником при дворе Чингис-хана, но и возглавлял сотню из его "личной тысячи". Внук Юраки служил у ханов династии Хулагидов. "Во все времена старшие жены были из этого племени...", - отмечает Рашид ад Дин.
Само же племя играло значительную роль в дальнейшей политической истории и этногенезе народов Ирана и Средней Азии. В XVII веке при узбекских ханах старейшины дурменов занимали главенствующие места в дворцовых церемониалах. В Моголистане в XIV-XVII вв. дербеты в окружении ираноязычных и тюркских народов получают название "чорас" - от персидско-таджикского слова "чоро" - "четыре", т.е. то же самое, что и "дербен-дербет" у монголов. До завоевания Чингис-ханом Средней Азии о племени чорас в исторических хрониках упоминаний нет. Из этого племени вышло много влиятельных политических и военных деятелей Моголистана и историк Шах-Махмуд Чурас. Чорасы долго сопротивлялись принятию ислама. В XV веке дербеты, возглавляемые тайшами рода чорас (чорос-цорос), приобрели большое влияние в Джунгарии.
Представители рода чорос Махмуд, его сын Тогон и внук Эсен не только стали во главе западных монголов, но и во второй раз после Чингис-хана объединили всю Монголию. Правление Эсена отмечается историками как самое блистательное время в истории ойратов. Под руководством чоросов ойратами проводилась и успешная завоевательная политика. В одном из сражений с войсками минского Китая в плен к Эсену попал даже император противника Чжу Цичжень.
Со смертью Эсена Джунгария на полтора столетия потеряла политическое влияние и авторитет в Центральной Азии. Позднее в XVII веке, возвышение Джунгарского ханства также связано с именами лидеров чоросов-дербетов. Хара Хула, его сын Батур-хунтайджи фактически стали правителями ойратов. Военно-политическая мощь Джунгарского ханства приходится на время правления сыновей Батур-хунтайджи Сэнгэ Галдана Бошокту-хана, внука Сэнгэ Галдан Церена, последнего хана Джунгарии.
Потомки Далай-Батура, который перекочевал со своим дербетовским улусом на берега Волги в середине XVII века, также прославили имя чоросов. На рубеже XVIII и XIX веков дербетовский нойон Чучей Тундутов до своей смерти короткое время был наместником - последним - Калмыцкого ханства. Нойон Джамбо Тайши Тундутов был командиром Первого Астраханского калмыцкого полка, прославившегося в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии.
Трудно перечислить всех известных представителей дербетовской этнической группы, но вышеназванные имена ярких исторических личностей общемонгольской истории объединяет одно: они потомки легендарного Дува Сохора, прародителя дербетов.
Виктор Маглинов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев