Никаб - традиционная одежда коренных народов РФ.
Об этом свидетельствуют множество архивных источников и дореволюционных фотографий. Приводим ниже только часть:
"Осетины одеваются, как закрывают им лицо в присутствии мужчин..."
Иоганн Бларамберг. «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», 1834 г.
"Ничего нет красивее горских жителей.... Особенно замечательны глаза у женщин; видишь одни только глаза, они похожи на две звезды, на два черных алмаза. Может быть, если бы была видна и остальная часть лица, глаза не имели бы этой прелести; но как бы то ни было, они очаровательны.... Аул носит европейское название Андрея (Эндирей).... терраса является преимущественно местом прогулок женщин. Покрытые длинными чадрами, они поглядывают оттуда на проходящих сквозь подобное бойницам отверстие, охраняющее глаза."
Александра Дюма. «Кавказ», 1859 г.
"Женщина-татарка, укутанная так, что оставались видными только глаза, сойдя у ворот с коня, вскоре показалась в дверях нашей комнаты..."
Александра Дюма. «Кавказ», 1859 г.
"По магометанскому обычаю, женщина не имеет права показывать своего лица постороннему мужчине, поэтому все горянки ходят под покрывалом или чадрою, которая у молодых бывает белая коленкоровая, а у старух — темного цвета. Покрывало это у некоторых бывает очень длинно, почти до полу, у других короче, но у всех с выдерганною редью для глаз"
Николай Дубровин. «История войны и владычества русских на Кавказе», 1871 г.
"Это различие между замужней женщиной и девушкой, первая из которых носит чадру, а вторая — нет, соблюдается повсеместно на Кавказе"
Лонгворт «Год среди черкесов», 1840 г.
"Женщины и девушки этих селений вообще не носят шаровары, т.к. рубахи их доходят до пола. Хотя Имам Шамиль заставлял всех дагестанок носить вместе с паранджой шаровары"
А. Газикумухский, зять Имама Шамиля. Книга воспоминаний.
"К 6-ти часам вечера 16 сентября мы прибыли на ямской стан в тартарской деревне, как раз когда мужчины выходили из бани, а женщины и девушки только туда собирались. Нас очень позабавило, как заботливо они прикрывали свои носы: показывать нос мужчинам считается у татарок верхом непристойности». (Лепле Ф. Путешествия по России (1844, 1853) // Иностранная литература. 2018. № 7. С. 131–179.)
«В то время среди башкир бытовала такая игра и между джигитом и девушкой: если джигит на своем коне не может настичь девушку-всадницу, он получает от нее удар камчой по спине, если же ему это удается сделать, он получает право на поцелуй. Однако, когда большинство жителей нашего аула стали составлять татары, среди которых мусульманская культура и традиции занимали господствующее место, наши женщины под их влиянием стали ходить, полуприкрыв лицо кончиком платка, и уже речи о верховой езде не могло и быть. У бурзянских же башкир тюркские обычаи продолжали бытовать дольше». (Әхмәтзәки Вәлиди Туған, Воспоминания. 1 том).
Башкирянки удержали еще свою одежду… Они носят длинные, от шеи до полу, рубахи из разных материй, шелковых или бумажных, смотря по состоянию.. Они целомудренны, — в этом можно отдать им справедливость. Как магометанки, они редко показываются с открытым лицом перед мужчинами…» (И. И. Железнов. Башкирцы. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. — М., 1858.)
Почему же девушки перестали соблюдать одежду, полностью соответствующую всем канонам шариата, до такой степени, что наши матери уже просто не помнят, что такое зур яулык? Отвечает коммунист:
«Новаторы требуют снятия чадры с татарки. Духовенство и кадимисты оказывают отчаянное сопротивление всему этому. Новаторы предаются “проклятию”, местами открытые ими так называемые новометодные школы насильно закрываются, введенные ими в употребление учебники гражданских предметов на татарском языке предаются сожжению, учителя подвергаются избиениям и т.д. Но все это не помогает, победа остается в конце концов на стороне новаторов. В результате появляются татарская литература, татарский театр и татарская национальная гражданская школа. Татарки скидывают свою чадру». (Султан-Галиев, Мирсаид, Методы антирелигиозной пропаганды среди мусульман, 1922)
Впрочем, здесь есть некоторое сокрытие. Историк Адиб Халид, профессор Carleton College, изучавший Ислам Средней Азии в период СССР, заявляет, что и в 20-ых годах большинство работающих, даже в политической сфере, женщин продолжало носить закрытую одежду. (Ислам после коммунизма, с.111).
Можно предположить, что такая ситуация наблюдалась с некоторыми оговорками и в Поволжье. Ситуация сильно переменилась из-за насилия, устроенного большевиками во время так называемого «великого перелома», когда ломались все мечети и расстреливали имамов и ишанов. Впрочем, тот же Адиб Халид пишет, что «паранджа полностью исчезла только в 1950-е годы».
Нет комментариев