Первый Герой Советского Союза на Северном Кавказе!
Алим Юсуфович Байсултанов - "Сокол Балтики"
15 мая 1919 - 28 сентября 1943
Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 4-го гвардейского
истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада,
ВВС Краснознамённого Балтийского флота), гвардии капитан.
Первый Герой Советского Союза из карачаево-балкарского народа!
Первый Герой Советского Союза на Северном Кавказе!
Также награжден:
медалью «Золотая Звезда»,
орденом Ленина,
двумя орденами Боевого Красного Знамени,
медалями.
Совершил 380 боевых вылетов и сбил 21 вражеский самолет.
На момент смерти ему было всего 24 года!
...Ровно в 12.00 советские истребители поднялись в воздух и,
набрав высоту, скрылись за горизонтом. Фронт приближался. На все лады залаяли
немецкие зенитчики. Летчики знали, что в эти минуты десятки снарядов огненными
иглами пробивают насквозь облака и каждый их укол может стать роковым для
машины...
Задание выполнено: произведена разведка в тылу врага. Теперь
можно и домой. Но что это? Колонна противника растянулась по дороге, точно
серый удав, направленный головой к фронту. Автомашины, танки. Опять автомашины
с солдатами, бензоцистерны. Снова ударили зенитчики.
- Атакуем! - подал команду Байсултанов и сам первым пошел на
цель...
Загорелось несколько автомашин противника, два танка. После
командирской машины столь же уверенно и точно атаковали колонну противника и
другие советские истребители. Вражеская колонна была уничтожена. Теперь -
домой, к родному аэродрому. И вдруг... «Мессершмитты», - доложил ведомый
Байсултанову. - «Вижу!» - ответил Алим.
Пятнадцать «мессеров» шли на звено советских истребителей. Что
делать? «Принять бой», - пронеслось в голове Байсултанова. Он продолжал вести
звено, не сворачивая, не уступая курса, навстречу вражеским стервятникам. По
команде Алима советские летчики стали посылать короткие очереди в острые морды
«мессеров». Огонь не умолкал. С каждой секундой росло напряжение. Силы были
неравные. «Дойдем все равно! Прорвемся!» - думает командир. Вдруг что-то гулко
треснуло внутри машины Алима и его обдало воздухом. Алим осмотрелся. Снаряд
вражеского истребителя пронзил самолет Байсултанова и не разорвался. Запахло
бензином. «Горю», - подумал Алим. Он безуспешно попытался сбить огонь. А боевые
друзья отбивали новые атаки, защищая командира. «Не отступать», - не сказал, а
выкрикнул Алим. И его машина рванулась вперед. Он шел навстречу «мессершмитту».
Немец не уклонялся от лобового удара. Самолеты стремительно сближались. Двести
метров, сто, пятьдесят, наконец, двадцать пять метров!.. Байсултанов не менял
курса. И немец, увидев приближающийся горящий самолет, отвернул свою машину и,
конечно, погиб.
Снова на горящей машине Алим ринулся в бой и таранил второй
«мессершмитт». Остальные немецкие стервятники стали удирать. Байсултанов взял
штурвал на себя и круто повел машину в небо. Она скрылась в облаках, и летчики
потеряли его. Звено благополучно вернулось на свой аэродром, но без командира.
Весть о том, что Алим Байсултанов на горящем самолете продолжал
вести0 бой и уничтожил два «мессершмитта», а потом его потеряли из виду, была
большим горем для товарищей. А в это время Алим боролся с огненными языками
пламени. Он набрал высоту и ринулся вниз. Штурвал от себя - в последнее
огненное пике! Гастелло, Петр Игашев, Юрий Спицин... Сколько их было, сумевших
гибель свою превратить в разящий, страшный удар по врагу. Со свистом ветра
бешенно мчались секунды. Навстречу машине летела земля. Байсултанов взглянул
вниз и оторопел. На дороге догорало лишь то, что расстреляло звено советских
истребителей. Других целей не было: немцы, увидев уходящую ввысь горящую
машину, сперва замерли в смертельном ужасе, а потом бросились убирать с дороги
уцелевшие машины и цистерны. О, они отлично знали, что бывает после того, как
горящий советский самолет взмывает в небо! И пока Байсултанов боролся за
облаками с пламенем, враги успели рассредоточить остатки колонны в ближайшей
роще.
Алима озарила мысль: «Цели нет. А что если...» Машина вдруг
вышла из пике, пронеслась над дорогой и вышла к линии фронта. Раненая левая
рука висела, а правая крепко держала штурвал. Алим дал полный газ.
Краснозвездный «ястребок», точно огненный вихрь, на бреющем полете несся над
немецкими позициями, над замолчавшими зенитками. С каждой сотней метров росло в
кабине пламя. Вот и наш передний край. Куда сесть? Проволока... Блиндажи...
Воронки... Сопка... Вот аэродром, советский аэродром! Но как посадить машину?
Летчики-истребители, направляясь к машинам, увидели, как над
ними пронесся объятый пламенем самолет. Он развернулся и, сделав круг, пошел на
посадку. Летчики оцепенели. Байсултанов сел на соседний аэродром. Выскочив из
кабины, Алим бросился к пробоине, через которую вытекал пылающий бензин. Сев с
парашютом на пробоину, он начал полами реглана сбивать пламя с дюраля.
Когда к самолету, запыхавшись, прибежала с огнетушителями в
руках аэродромная команда, Алим сказал: «Не надо, сам управился». Самолет был
спасен. О том, что Алим Байсултанов жив и машина спасена, передали по телефону
в его часть. Гвардейцы никогда не забудут этой встречи. Весь полк высыпал на
аэродром. Когда Алим вышел из самолёта, который доставил его с соседнего
аэродрома, к нему подошёл командир полка и, крепко обняв его, только и смог
выговорить: «Дорогой ты мой Алим!».
Алим Юсуфович Байсултанов родился в селении Яникой в 1999 г. в 1937 г. окончил
педагогический техникум и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на
службу в ВМФ. в 1939 г.
окончил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков. С началом великой
Отечественной войны ушел на фронт. Воевал в составе 13-го истребительного
авиаполка ВВС КБФ. Защищая небо Ленинграда, прославился в боях. к июню 1942 г. он совершил 277
боевых вылетов, 64 эффективных штурмовки, 27 разведок, 45 воздушных боев. За
это его прозвали "Соколом Балтики". Им были уничтожены 19 самолетов
противника. За
личную храбрость заместителю командира эскадрильи 4-го гвардейского
истребительного авиаполка ВВС краснознаменного балтийского флота гвардии
капитану А. Ю. Байсултанову 23 октября 1942 г. было присвоено высокое звание Героя
Советского Союза.
На его примере учили
молодежь. В самые тяжелые и напряженные дни 1943 года фронтовая листовка
Главного Политического управления Военно-Морских Сил начиналась таким призывом:
«Товарищи летчики! Будьте храбры, дерзки и изобретательны в бою, как
Байсултанов!» Как признание его мастерства в другой листовке политуправления
говорится: «Байсултановская крылатая молодежь, истребители называют
Байсултанова своим боевым учителем, стараются подражать ему». «В долгой и
упорной борьбе за Ленинград, который стал ему родным, как любимый Кавказ, Алим
Байсултанов бил врага, мастерски применяя военную хитрость и обходной маневр,
но чаще всего - свой любимый грозный лобовой удар». Благодаря этому самому
«алимовскому» грозному лобовому удару в одном из самых тяжелых и редких по
героизму участников воздушных сражений 1942 года нескольким летчикам удалось
сломить целую армаду врага.
Алим Байсултанов погиб 28 октября 1943 г. в воздушном бою,
сопровождая штурмовики на остров Сескар (Финский залив).
Герои страны
Статья на сайте
Эльбрусоида
Личное дело
Статья в
Википедии
Авиаторы Второй
Мировой
Энциклопедия
Галерея
фотографий А.Байсултанова
Полет в бессмертие
Песня об Алиме
Байсултанове
Видео про
А.Байсултанова на youtube
Музей в Кронштадт
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев