(8:1-22)
Вторым из трёх друзей Иова заговорил с ним Вилдад. Его часто называют «традиционалистом», поскольку он обращался к мудрости прошлых поколений. По словам Джона Хартли, он является «приверженцем религии "старого времени"». В понимании Вилдада существовало только два вида людей: праведные и нечестивые. Он был убеждён, что Бог всевозможным образом благословляет праведников и наказывает грешников. Рассуждая о человеческой жизни, он никогда не выходил за рамки событий, происходящих с отдельно взятым индивидом.
«НЕУЖЕЛИ БОГ ИЗВРАЩАЕТ СУД?»
«И отвечал Вилдад савхеянин и сказал: "Долго ли ты будешь говорить так? Слова уст твоих — бурный ветер! Неужели Бог извращает суд и Вседержитель извращает правду? Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их. Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобой и умиротворит жилище правды твоей. И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много"» (Иов 8:1-7).
Стихи 1, 2. Вилдад говорит, что слова Иова были, как бурный ветер. Позднее это же обвинение повторит и Елифаз (15:2). Под этим сравнением подразумевается, что его слова были звуками без содержания.
Стих 3. «Неужели Бог извращает суд и Вседержитель извращает правду?» Под «судом» (мишпат) подразумевается верховная власть Бога, законное основание Его правления. Слово «правда» (цедек) может также быть переведено как «праведность» и означает «соответствие этическим или нравственным стандартам». По мнению Хомер Хэйли, вопросы Вилдада фактически являются непрямыми обвинениями Иова в том, что он не только согрешил, но и своими словами усомнился в справедливости Бога.
Стих 4. Уверенный в исключительности принципа причины и следствия применительно к греху и наказанию, Вилдад безжалостно обвинил детей Иова в беззакониях (пеша) или «грехах» (Современный Перевод, Новый Русский Перевод) против Бога.
Стихи 5-7. Вилдад предполагал, что Иов не был чист и прав. Он призывал его «взыскать и помолиться Вседержителю». Это выражение означает исповедать свой грех и молить Бога о прощении. В ответ Бог «умиротворит жилище правды» Иова и впоследствии даст весьма много богатства. Как видим, друзья Иова трактовали Божьи благословения исключительно в материальной плоскости. И в наше время легко совершить ту же ошибку. Конечно же, мы должны быть благодарными за материальные благословения, но нам также следует благодарить Бога и, когда мы страдаем от потерь и неудач.
ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ ВИЛДАДА
«Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их; а мы — вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле — тень. Вот они научат тебя, скажут тебе и от сердца своего произнесут слова» (Иов 8:8-10).
Стихи 8-10. Вилдад черпал свои знания в мудрости учителей «прежних родов». Как уже говорилось, его обращение к опыту прошлого заслужило ему репутацию «традиционалиста». На иврите слово «родов» (дор) стоит в единственном числе, но оно относится к коллективной мудрости «отцов их». Вилдад считал, что скоротечность нашей жизни не позволяет нам судить о ней правильно. Поэтому необходимо слушать «почтенные учения наших отцов». По мнению Хомера Хэйли, «Вилдад попал в "ловушку традиций", безоговорочно считая истиной то, что принимали за истину предыдущие поколения, даже не пытаясь исследовать, так ли это».
Наша жизнь на земле действительно проходит быстро, и мы не должны пренебрегать мудростью прошлого. Однако человеку не следует устраняться от процесса познания истины. А это то, что фактически требовал от Иова Вилдад.
БОГ НАКАЗЫВАЕТ ЗАБЫВАЮЩИХ ЕГО
«Поднимется ли тростник без влаги? Растёт ли камыш без воды? Ещё он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех, забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет; упование его подсечено, и уверенность его — дом паука. Обопрется о дом свой — и не устоит; ухватится за него — и не удержится. Зеленеет он перед солнцем, за сад простираются ветви его; в кучу камней вплетаются корни его, между камнями врезываются. Но когда вырвут его с места его, оно отречётся от него: "Я не видало тебя!" Вот радость пути его! А из земли вырастают другие. Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. Он ещё наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием. Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет» (Иов 8:11-22).
В доказательство своих слов о том, что Бог наказывает нечестивых и благословляет праведных, Вилдад приводит три примера из мира природы: о том, как засыхает тростник (8:11-13), какой хрупкой является паутина (8:14, 15) и как срывают садовое растение (8:16-19). После этих примеров он применяет этот принцип к Иову (8:20-22).
Стихи 11, 12. «Поднимется ли тростник без влаги? Растёт ли камыш без воды?» «Тростник» растёт в тёплых заболоченных местах, подобных тем, что расположены вдоль реки Нил. Согласно свидетельству одного из угаритских текстов второго тысячелетия до н.э., он также произрастал на озере Хула к северу от Галилейского моря. Этот вид тростника высоко ценился в древнем Египте, так как из него изготовляли папирус и строили небольшие подвижные ладьи (9:26). Когда же воды недостаточно, тростник быстро засыхает.
Стих 13. Затем Вилдад пытается перенести иллюстрацию с засохшим тростником в духовную сферу, говоря о том, что подобное происходит со всеми забывающими Бога и лицемерами. Как отмечает Джон Хартли, «забывание Бога означает не проблемы с памятью, а осознанное решение жить, невзирая на Бога и Его предписания». «Лицемеры» (ханеп) или «безбожные» (Новый Русский Перевод) — слово, которым в книге Иова описываются неверующие или нечестивые люди. Из тринадцати случаев употребления этого слова в Ветхом завете, восемь находятся в книге Иова. Оно использовано по отношению к человеку, который забывает Бога (8:13) и живёт, противясь праведникам (17:8). Такой человек никогда не входит в присутствие Бога (13:16), и ему никогда не будут верить люди (34:30).
Стихи 14, 15. Следующая иллюстрация — хрупкость паутины или дома паука. По словам Вилдада, упование и уверенность нечестивого так же ненадёжны как и паутина. Такой человек «обопрется о дом свой — и не устоит». Возможно, эта фраза — ещё одно указание на случившуюся с семьёй Иова трагедию: сильный ветер из пустыни разрушил дом его старшего сына, в результате чего весь «дом» Иова, то есть, вся его семья, погибли (1:18, 19). Такое впечатление, что Вилдад обвиняет Иова в том, будто он полагался на силу своего богатства, а не на Бога.
Стихи 16-18. Третий пример — буйно цветущее растение, прорывающееся через каменную ограду сада. Но вот его вырвали, и не осталось ничего, что напоминало бы о нём. Возможно, эта метафора символизирует нечестивого человека (или праведника, который стал нечестивым), преуспевающего в делах. Однако наступает время, когда он погибает, и вскоре все о нём забывают.
Стих 19. «Вот радость пути его! А из земли вырастают другие». По мнению многих комментаторов, эта фраза является иронией или сарказмом. По сути, Вилдад, наученный мудрецами древности и наблюдениями за природой, говорит, что Бог никогда не отступает от закона наказания за грехи.
Стихи 20-22. «Видишь, Бог не отвергает непорочного». А вот это уже было спорным! Иов последовательно хранил свою честность и непорочность (27:5; 31:6), и всё же из-за всех постигших его несчастий чувствовал себя отверженным Богом. Собственно его непонимание причины этих страданий и вызвало к жизни этот разговор. «И не поддерживает руки злодея». Древний текст буквально говорит: «И не укрепляет руку злодеев». Мы можем подтвердить истинность обоих утверждений как общих принципов, но это не означает, что непорочные люди никогда не сталкиваются с бедами или что нечестивые не добиваются успеха. Бывает, что праведники погибают молодыми, а злодеям сходят с рук убийства! Но в конечном итоге Бог восстановит всякую правду, хотя и не всегда в этой жизни.
Вилдад призывал Иова покаяться, чтобы вернуть своё утраченное богатство. В этой связи уместно привести комментарий Хомера Хэйли: «Принимая во внимание произнесённые Вилдадом истины, что мы можем ему возразить? Первое, он считал страдания Иова заслуженным наказанием Божьим за его преступления. Второе, по его мнению, для праведников не существовало иных благословений, как только материальных. Он спешил со своими заключениями и приговором, не имея на то никаких доказательств. Он был жертвой устоявшего обычая всецело полагаться на традиционные взгляды, даже не считая необходимым внимательно исследовать их на предмет истинности или уместности, — ошибка, которую совершают все поколения до сих пор».
> ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Иов #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев