«Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы». Евгений Долматовский.
Однажды, разговорившись со школьными учителями, я задал им вопрос. Как учатся нынешние дети ? Они начали жаловаться на то, что преподавать стало намного труднее, дети хуже воспринимают материал, они тупые, злые и жестокие, многие из них курят, матерятся, дерутся…
Мне сложно давать оценку нынешнему поколению и у меня нет возможности провести сравнительный анализ между учениками советского периода и учениками 2020 года… Я закончил школу в 1966 год - (11 классов), закончил музыкальное училище - (экстерном, вместо 5 лет, учился 4 года - оценки только хорошо и отлично) и институт культуры - (5 лет). Преподавал в музыкальной школе 2 года.
В связи с переездом родителей в другой город, мне пришлось поучиться в четырех общеобразовательных школах, то есть, количество предметов, которые я изучал соответствуют, количеству преподавателей( (примерно 70 - 80 человек), у которых я учился. Основываясь на своем большом жизненном и ученическо - студенческом опыте (период ученичества и студенчества – 20 лет), я заявил этим учителям. «Вы знаете, нет плохих учеников, есть плохие учителя». Если учитель ставит ученику двойку, то эту двойку, заработал учитель, а не ученик! И еще добавил, «многие учителя не имеют права преподавать, потому, что являются простыми ремесленниками, знающими свой предмет, только в рамках учебника, многие учителя просто – садисты, они упиваются своей безграничной властью над учениками, многие учителя не имеют представления о психологии человека»… Безусловно, есть преподаватели очень умные, талантливые и душевные (к сожалению их немного). Несказанно повезло тем детям, которые попали в этот круг знаний и добра… Эти слова страшно возмутили учителей. Они с негодованием смотрели на меня и ругали «почем зря». Я выждал когда они прокричатся и сказал, что приведу пример в оправдание своих слов...
В общеобразовательной школе, с 4 по 8 класс, я учился плохо, скажем так, перебивался с двойки на тройку, изредка четверки получал. Математика, всегда была для меня «камень преткновения». Закончил я школу – восьмилетку «с грехом пополам». В девятом классе я учился уже в другой школе - № 31. Преподавателем по математике и классным руководителем у нас была Луговых Мария Ивановна. Проучившись месяца два и написав свои первые контрольные работы по алгебре и геометрии, (как всегда «блестяще»), примерно на два с плюсом, после одной из контрольных, Мария Ивановна попросила меня остаться после уроков, в классе. Я с глухой тоской подумал, ну все… опять втык, нравоучения, вызов родителей и как всегда - очередная отцовская порка, уже отшлифованным о мою спину, ремнем…
Мария Ивановна села рядом со мной за парту, я весь сжался как затравленный волченок… Она немного помолчала и неожиданно спросила, кто мои родители, сколько детей в семье, как я помогаю своим родителям, чем я занимаюсь в свободное время, кто мои друзья? Потихоньку меня разговорила, я стал успокаиваться и все ей поведал. «Семья большая - 6 человек (я старший), мать «периодически болеет», отец (отчим)-шахтер, много и тяжело работает, человек он нервный и за каждую провинность устраивает мне трепку, сказал ей, что у меня мало свободного времени, так как много работы по дому, если всю домашнюю работу выполню хорошо, тогда отец отпустит меня побегать, (летом играю в футбол, зимой в хоккей) а еще, два раза в неделю хожу во Дворец культуры им.40 лет Октября, пою с небольшим оркестром». Она (Мария Ивановна) сочувственно смотрела на меня добрыми, материнскими глазами… Со мной ни один преподаватель так не разговаривал, я даже смутился… «Саша» - спросила она, «что тебе непонятно в алгебре и геометрии?». «Все, Мария Ивановна»… , в 7 и 8 классах запустил эти предметы и теперь.., я многозначительно развел руками… «ни че не понимаю». «Хорошо, давай поступим так!». «Какие у тебя взаимоотношения с Вовой Цуркой и Толей Урванцевым?». «Нормальные» - ответил я, «моя мать знакома с Толиными родителями». «Эти ребята», продолжала она, очень хорошо разбираются в этих предметах, они сильные математики, мало того, они всегда делают уроки вместе, у Толи дома». «Я попрошу их, чтобы ты делал уроки по математике вместе с ними, думаю, они не откажут тебе в помощи». «Ты не возражаешь»? «Нет». «И еще, если что-то тебе будет непонятно, ты не стесняйся, подходи ко мне после уроков, и мы с тобой разберем пример или задачу». «Договорились?» - спросила Мария Ивановна. «Ага»-ответил я. Мы попрощались и я пошел домой. Вы себе не представляете, какие смешанные чувства я испытал. Это и материнское участие к себе, это стыд за свою безграничную лень и тупость, это надежда на то, что я смогу, я постараюсь оправдать доверие этой умной, строгой, великодушной женщины – ВЕЛИКОГО ПЕДАГОГА. Через пару дней я пришел к Толе, на первые совместные занятия. Ребята решили заняться геометрией, открыли тетради, достали линейки, цветные карандаши. Думаю - «на фига цветные карандаши?». Прочитав внимательно задание, они начали чертить какие-то предметы, подчеркивая цветными карандашами - перспективы и т.д. Аккуратно написали - Дано: то, то и то, то. Доказать: … и начали для меня, рассуждать вслух. Я сидел ошарашенный, смотрел на чертеж, слушал, и почти ничего не понимал. Одним словом - «тупее из тупых». Какие-то задавал вопросы, невпопад. Потом, все домашнее задание аккуратно у них списал (даже чертеж попытался нарисовать цветными карандашами). Представляю, что они подумали обо мне, правда, виду не показали. Затем перешли к алгебре. Здесь было чуть - чуть полегче, повторяли старый материал…
К ребятам я ходил, на совместные занятия, раза 4-5. Наконец, я понял, что математика - требует аккуратности в оформлении, как у этих ребят, (их тетради, с домашним заданием, можно было выставлять на любой конкурс), математика - требует к себе уважительное отношение (знание правил, формул). Математика – это логическое мышление и четкое понимание цели, к которой ты идешь в решении той или иной задачи.
Неосознанно поняв все это, дома, я нашел старые учебники за 6, 7, 8 классы и стал потихоньку, нет, не повторять, а заново изучать (зубрить) эти предметы, как - будто и не учился во всех этих классах. Я садился за наш кухонный стол (больше негде было учить уроки) и обложив себя учебниками, «вгрызался в гранит науки». Мать не понимала того, что случилось с сыном (такое рвение к учебе…)?. Обычно - «Сашка, ты когда уроки будешь учить, опять двоек нахватаешь, отец придет с работы, даст тебе люлей… » А тут такое… Че случилось с парнем, не заболел ли? Всех малых, (Галку, Наташку и Кольку), мать, либо отправляла на улицу, либо гнала их в другую комнату, погрозив им пальцем, чтобы не мешали мне, старшему брату, учить уроки, а сама старалась на кухне, не очень громко стучать своими многочисленными кастрюлями (завтрак, обед и ужин для такой оравы (6 человек), никто не отменял, а еще – корову накормить, поросят, кур, собаку). «Елы – палы»…
Постепенно, как сквозь пелену, туман, начало что-то проясняться в моих «куриных мозгах». Если было что-то непонятное мне, то я обращался, либо к Марии Ивановне, либо к ребятам.
Итак: приближался Новый - 1964 год и мы готовились к полугодовой контрольной работе по математике (алгебре и геометрии).
Расскажу - ка я вам, дорогие учителя, как у нас проходили контрольные работы.
Мария Ивановна делила классную доску пополам 1-ый вариант, 2-ой вариант и 3-ий вариант *( усложненный). За партой сидят два человека, слева сидящий, решает – 1-ый вариант, справа сидящий – 2-ой вариант. Два урока по 45 минут без перерыва. Тот, кто решит первый вариант, по желанию, может решать и второй вариант. Тот, кто решил 1-ый, 2-ой варианты, может, по желанию, решать вариант- звездочка*(усложненный). Кроме того, тот, кто досрочно решил свой вариант и не желает решать другие варианты , может встать, положить свою контрольную на стол преподавателю и пойти гулять в коридор школы, только одно условие – не шуметь и не мешать другим ученикам (можно было пойти в пионерскую комнату, в спортивный зал, весной и осенью на футбольное поле).
Представьте себе, когда я учился в восьмом классе и нам объявляли о контрольной работе по математике то я, да и многие мои одноклассники, с тоской во взгляде, с испорченным настроением, издавали голосом звук (у…..) , который можно было перевести как - «ну все, бля, пришел козец»… Читай - « Козец котенку – какаться не будет». Это к слову, что в СССР дети «не ругались матерно». Да..., бывало, тем более, в нашем шахтерском городке, суровые мужики жили. Без всяких сантиментов. У нас было у кого получать знания по «русской устной речи».
А вот в девятом классе, когда Луговых Мария Ивановна, объявляла контрольную по математике, то в классе звучало – (Ура!...). Во как! Улавливаете разницу? В чем же секрет? А секрет, в отсутствии боязни. Не было животного страха перед педагогом.
Кстати о страхе.
Мы с товарищем учились в институте на дирижерско - хоровом факультете. У него по дирижированию был педагог – женщина (змея семиголовая). Ему (моему товарищу) было уже за тридцать, он хорошо учился и Государственные экзамены сдал на отлично. Я учился у молодого, очень талантливого преподавателя – дирижера Валерия Анатольевича Копанева (он на два года был старше меня). Я тоже сдал Государственные экзамены по дирижированию на отлично. И вот, сидим мы после экзаменов, крепко отмечаем, поздравляем друг друга с успешным окончанием. Я с грустью в голосе сказал, что «мне жаль расставаться с таким добрым, умным человеком, блестящим дирижером - В.А. Копаневым (выдающийся хоровой дирижер и профессор), когда я у него учился, он был простым преподавателем консерватории и нашего института Культуры. «Я всегда ходил на его (Копанева В.А.) уроки по дирижированию, как на праздник!». «А мне» - говорит коллега – «нисколько не жаль расставаться с ней (его «педагогиней»). Я ходил к ней на занятия по дирижированию – как на аборт». «Давай намахнем, ты за свое, а я за свое»…
Так вот, у нас не было страха перед Марией Ивановной, потому что, если кто-то из нас не смог решить контрольную.., тому ученику она вместо двойки, ставила - точку, и вызывала (например меня) на следующем уроке к доске и на ней (на классной доске) выписывала мою работу, мое неверное решение, а затем, мы всем классом, пытались разобрать мои ошибки, она мне давала наводящие вопросы, и если я не мог ответить на них, то спрашивала ребят, когда и в каком месте произошла ошибка или сбой в моем рассуждении. Сообща, без унижения, без нравоучений, без преподавательского диктата, мы решали какую-то задачу, а бывало и так, что она, обсуждая контрольную работу, говорила, «есть, ребята, другой, более сложный вариант, давайте подумаем как его решить», а тот, кто первый догадывался до нового решения, получал пятерку в журнал. Вот такой творческий, стимулирующий нас думать, подход. И еще добавлю, никто, никогда не списывал друг у друга (просто было не интересно, был соревновательный момент, кто быстрее, больше и правильнее решит заданные примеры или задачи.). Мария Ивановна могла спокойно уйти из класса на эти два часа, и ни один человек, не встал бы, не начал громко разговаривать, подглядывать у соседа, а все сделал бы так, как будто в классе находится педагог. Во время контрольной, она тихонько ходила между рядами и, некоторым из нас, говорила, вот здесь подумай, или обрати внимание (вспомни правило, формулу), указывая на какое-то действие.
Приближалась полугодовая контрольная по математике. Я с волнением ждал ее. Наконец дождался. Вы не поверите, я решал сам, правда, весь мокрый от напряжения. Вначале, от волнения, я пошел не тем путем. Потом вернулся, и вроде все правильно… верное направление, но допустил где-то простую ошибку. Время заканчивается, а я, извините, за шахматный слэнг, в цейтноте. Мария Ивановна проходя мимо меня, понимая, что я, похоже, заплюхался, посмотрев на мое решение и увидев, что «верной дорогой идет товарищ», сказала, чтобы я проверил результат… Я еще раз просчитал - «нууу, Семен Семеныч…?» - мною была допущена глупейшая, банальная, арифметическая ошибка (может быть описка). Я стремительно и лихорадочно начал доделывать свою работу, но,.. поступила команда педагога, «время закончилось, работы сдать». Я встал, положил контрольную на стол, мы с Марией Ивановной посмотрели друг на друга, я, красный, весь взъерошенный, почесал затылок от досады, и вышел в коридор. Спросил у ребят - «какой у вас ответ»? «Да, верно, и у меня такой получался, но я не успел дописать». В результате, я первый раз (учась в старших классах) не списал и не подглядел, а получил свою родную, самую ценную для меня, тройку. Когда, на другой день, мы всем классом, анализировали мою работу (и тех, кто получил тройки), Мария Ивановна похвалила меня, сказав, все правильно и логично было но,.. надо быть более спокойным и внимательным.
Однажды, Мария Ивановна отправила меня в учительскую, за журналом нашего класса. Я зашел в учительскую комнату, там- никого, на столе лежит открытый журнал параллельного 9 класса, раздел алгебры или геометрии (не помню). Я позволил себе взглянуть на эту страничку и обомлел, у ребят в журнале, все было в колах (сплошной забор), двойках, тройках и изредка мелькали четверки и пятерки. Я лихорадочно открыл наш журнал, раздел математики, там, у наших ребят, четверки, пятерки, изредка тройки и ни одной двойки (только, у кого- то, поставлены точки). После урока я рассказал ребятам об увиденном, они не поверили. Но, один наш, новый ученик, недавно переведенный из того класса(в том классе было немного больше учеников, чем в нашем, поэтому уравняли), сказал,- «все верно, так и есть». «Чуть, что не так - получай кол, или двойку , ну, уж если тройку тебе поставила - то спасибо - балуете». Например: «Иванов, встань! Ты опять не слушаешь меня, тебе что не интересно?». «Не очень…» «Садись, кол!». «Сидорова, что ты все кривишься, что тебе не нравится? Иди к доске, сейчас мы посмотрим как ты разбираешься в математике, прическу ты успеваешь сделать». «Вы знаете, я вчера болела и не записала задание». «Ах, ты еще и не записала задание… Ну-ну. Садись – двойка, другой раз будешь записывать и думать своей пустой головой». «Примерно так». Эту «педагогшу» звали уточка, из-за маленького роста и походку - вперевалочку, поэтому, наверное, такая злая была (язви ее в душу).
К огромному сожалению, успехи нашего класса по математике, не давали покоя бездарным учителям (математикам), а также, некоторым преподавателям других предметов. Они, по – видимому, строчили в гороно подметные письма, где хаяли нашу Марию Ивановну (в журнале по математике у ее учеников, четверки да пятерки, почти нет троек). Такого быть не может. А где наши любимые, колы да двойки? «Нету, говорите… Ну мы еще посмотрим!». «Будут!»
Недавно, моя внучка закончила школу.
Слэнг современных учителей. Не знаешь - двойка! Не поняла – тупая! Не слышала – прочисти уши! Накрасилась - как дура!
Реплика. Эх, вы,..- бездари и вечные завистники разных мастей! Сколько кровушки вы попили у честных и талантливых людей? Не зря в народе говорят. «Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами».
Однажды, нам, совершенно неожиданно, директор школы сообщает, что отменяются два урока, и вместо них будет контрольная по алгебре или геометрии (не помню). О проведении контрольной работы, раньше, нас предупреждали за день или два, а тут… Мы переглянулись. Мария Ивановна, немного побледневшая, попросила нас сохранять спокойствие и не волноваться. «Сейчас придет комиссия. Не пугайтесь. Я в вас верю. Все будет хорошо. Вы у меня молодцы!». Зашла комиссия из четырех человек. Председатель комиссии занял место педагога, а три человека сели на последние парты (у нас три ряда) каждый в ряду. Председатель комиссии достал контрольное задание и как обычно, слева сидящий – решает первый вариант, справа – второй вариант. Мария Ивановна спросила, есть ли у них еще один вариант- усложненный. Председатель комиссии, так ехидно улыбнулся, сказал, что есть (по-видимому он знал нашу фишку и решил подложить «свинью» - трудное задание и записал на доске условие этого варианта*). Марии Ивановне он сказал «спасибо, Вы свободны». Мы смотрели на нее испуганно, она моргнула нам двумя глазами, улыбнулась, и вышла из класса. Председатель комиссии дал команду-«Начинайте работать!». Наверное, минуты две, мы не могли отойти от шока, бессмысленно смотрели на свои пустые листки для контрольной, с печатями. Потом, как обычно, заскрипели наши ручки, но уже, с чувством спортивной злости. «Ах так, блин?» «Ну мы вам сейчас покажем – козлы». Сидящие на последних партах, члены комиссии, тоже начали решать эти задания. Председатель комиссии, как филин, зырил на нас, не списываем ли мы, не подглядываем ли… Члены комиссии, внимательно наблюдали за нами с галерки. Прошло минут сорок (тишина и спокойствие, все по-деловому, только все сопят от напряжения), председатель стал ходить между рядами, останавливаясь возле некоторых наших ребят, он начинал как - бы подкашливать, еще бы, они (ребята) заканчивали уже решать второй вариант. Подойдя к своим коллегам (рассказывал нам кто-то из учеников, который сидел рядом с членом комиссии) он недовольно нахмурился , потому, что несколько наших ребят опережали их - членов комиссии, которые заканчивали решать только первый вариант. -
Каков результат этой проверки?
Человек шесть, наших ребят, решили все три варианта, не допустив ни одной ошибки. Многие мои одноклассники решили по два варианта, остальные успешно решили свои задания ( один вариант). Мы, «гуманитарии», три человека (в том числе и я), честно заработали свои твердые трояки. После этой жесткой, контрольной работы, лучших наших учеников приглашали на математические олимпиады…
Кто такие наши «гуманитарии»?
Один из них Игорь Коростелев. Однажды, неожиданно, заболела учительница по истории, и Мария Ивановна (у нее был урок в другом классе), попросила Игоря провести урок, и ушла. Игорь подошел к доске и начал, по данной теме, рассказывать о тех исторических событиях… Мы были ошеломлены, Игорь всегда великолепно отвечал на уроках истории, литературы, но сейчас, по этой теме (без подготовки), его дополнительные знания просто впечатляли. В классе, все 45 минут, была изумительная тишина, директриса школы по - видимому, постояла за дверью, прислушиваясь, где звучал голос только Игоря, открыла дверь и заглянула к нам, мы, со злостью, посмотрели на нее (прервала на самом интересном), она смутилась, извинилась и быстро ретировалась. Игорь продолжил урок. После школьного звонка на перерыв, мы, некоторое время, оставались под впечатлением от этого урока, мы были очень благодарны Игорю.
Он (Игорь) закончил университет (УРГУ), написав блестящую дипломную работу (история и религия) и, к огромному сожалению, уважаемый им научный руководитель, своровал работу Игоря (вот скотина-педагог) и защитил докторскую диссертацию на ней (на дипломной работе Игоря). Игорь разочаровался в светской жизни и ушел в монастырь, посвятив свою жизнь Богу. Недавно он покинул этот Мир. Царствие ему Небесное.
Привитая, Марией Ивановной, любовь к математике, дала свои великолепные плоды Многие мои одноклассники получили высшее образование, некоторые стали учеными. Беспредельная любовь к своему предмету, полная отдача всех своих сил своим любимым ученикам, зависть и игнор своих коллег – преподавателей, не прошла просто так для ее здоровья. В возрасте 46 лет, наша гениальная учительница, ушла из жизни. Низкий ей поклон. Царствие ей Небесное.
PS. Редко бывая на малой Родине, я всегда прихожу на ее могилку. Если бы не она («учительница школьная моя»), жизнь моя, могла быть совершенно другой. Она вселила в меня чувство собственного достоинства, уважение к наукам, к людям, понимание, что такое настоящий ПЕДАГОГ (как можно с человеком средних способностей, добиться неплохих результатов).
Эта прививка, оказала большое влияние на мои творческие успехи!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2