такой зимний день как Афанасий Ломонос.
"рус. Афанасьевские морозы, Изгнание ведьм, Ломонос, Офонасьев день (сев.), Афанасий-пучеглаз, Афанасий-береги-нос, Афанасий зимний, Афанасий-мороз, Афанасий, Кирилл, Афанасий-Сердце (влад.), белор. Гусінае свята, Панас, Апанас, Кірыл, болг. Атанасовден, Атанас, Зимний Атанас, Чуминден, Лелиндеп; серб. Атанасиjу Велики, Чуминдан, Теткин дан; чеш. Prisky; польск. św. Pryska
Приглашённый на изгнание ведьмы знахарь ночью приходит к зовущему, — знает о его приходе только большак-хозяин с хозяйкой, так как считается, что без соблюдения этого условия ничего не выйдет. В полночь знахарь приступает к выполнению обряда: начинает заговаривать трубы, так как «ведьмы влетают в жилье только этой дорогою»
Под «князек» забивает он клинья, рассыпает по «загнетке» заранее собранную из 7 печей золу и после этого отправляется к деревенской околице. Здесь он тоже сыплет золу, приговаривая невнятные слова никем не записанного заговора. Рассказывают, что ведьма, желая нанести кому-нибудь вред, влетает в трубу; но как только будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от её проказ. Знакомые с преданиями суеверной старины люди знают в точности и путь, избираемый ведьмами в их полётах на шабаш и с шабаша.
Прежде всего, летят они на полдень — к Лысой горе, а
оттуда тянет их на закат. Западную изгородь сельскую и заговаривают знахари, призванные изгонять ведьм. Подлетит ведьма, только вылетевшая из заговоренной трубы, — сунется к изгороди, и тут ей свободного ходу нет: или бросится лихая за тридевять земель от села, или разобьёт себе голову, если только ступит голой ногою на рассыпанную золу семи-печную. Одаривают знахаря всяким добром за его мудрёную работу
Афанасий нос и ухо дерёт.
Афанасий Ломонос — береги нос (Википедия_Афанасий-Ломонос)
Нет комментариев