ПРОЕКТЫ. МЕЧТЫ...
Каждому человеку свойственно мечтать о чем - то, как правило, с раннего детства. Вначале мечты детские и наивные, как правило, редко идут далее нового велосипеда или айфона. По мере взросления человека мечты меняются и реализуясь, иногда меняют жизни стран и миллионов людей. Говоря о проектах можно вспомнить о наиболее значимых из них для наших мест. К примеру, после строительства железнодорожной магистрали Казань-Свердловск, которая прошла через г.Сарапул и Камбарку, в начале 20 века, предприимчивые люди из дер.Ново-Кабаново Краснокамского района загорелись желанием построить ж/д ветку от деревни вдоль берега р.Камы через Н-Березовку до Камбарки. Но, произошедшая Великая Октябрьская социалистическая революция или, как теперь принято говорить, октябрьский переворот 1917 года, помешали осуществиться этому.
Жизнь продолжалась, и в 50-х годах минувшего века в Краснокамском районе появились разведчики земных недр, которым улыбнулось счастье открыть, теперь уже знаменитое месторождение нефти - Арланское. Начались стремительные перемены в жизни местного населения. Самые большие перемены, со слов старожилов, произошли с началом строительства поселка нефтяников – Нефтекамска, который в 1963 году был переименован в город. Предлагались различные варианты строительства, и наконец остановились на том, что рядом с дер.Касево начнут строить первые бараки поселка. Одним из наиболее радикальных было предложение - начать строительство в сторону леса и соединить село Н-Березовка с Нефтекамском. Руководители Краснокамского района того времени посчитали такой вариант слишком революционным и отказали.
Следующим грандиозным событием в жизни нашего края явилось строительство завода Камаз. Как известно комиссии было предложено на выбор три площадки на р.Кама. Первоначально Нефтекамск был в приоритете. Но после того, как на уровне правительства СССР, было принято решение о строительстве Нижнекамской ГЭС, выяснилось, что строительство Камаза в Н.Челнах будет гораздо дешевле, чем в Нефтекамске. После этого было решено оставить в Нефтекамске площадку под строительство завода автосамосвалов.
Далее, в стране началась эпоха строительства АЭС. С учетом того, что Кармановская ГРЭС, в перспективе, не сможет обеспечить растущие мощности города в электроэнергии, было решено построить БашАЭС на берегу р.Белой недалеко от дер.Ново-Кабаново. Создаются Дирекция БашАЭС, гор. Агидель и начинается строительство станции. Но произошедшая авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году на Украине, меняет ситуацию. К тому же, в стране возникли признаки кризиса экономики и социальной сферы, а население Краснокамского района и г.Нефтекамска, напуганное последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, начало протесты против строительства станции. Тот факт, что в соседней Свердловской области Белоярская АЭС много лет работает безаварийно никого не убедил в ее безопасности. В итоге строительство было приостановлено, а затем и полностью прекращено.
Строительство железной дороги до гор.Агидели – еще одна интересная страница истории. Когда начались разговоры о строительстве БашАЭС и ж/дороги до г.Агидель местное население, уверенное в том, что дорога будет построена вдоль существующей автодороги Нефтекамск–Арлан-Ашит–Агидель, с воодушевлением приняло это известие, уверенное в том, что на работу будет ездить в комфортабельных вагонах и чистой одежде, а не в спецовках. Однако, реальность оказалась иной. Руководство района без референдума и изучения общественного мнения, в авторитарном стиле, решило строить ж/дорогу в лесу, минуя населенные пункты, мотивируя свое решение тем, что при ее строительстве вдоль существующей автодороги до АЭС, «пропадет много земель с\хозяйственного назначения». Насколько ошибочным оказалось это решение показало время. Сейчас ж/дорога надлежащим образом не эксплуатируется, является памятником бесхозяйственности и примером нерационального использования народных средств.
С началом перестройки и в начале 90-х годов проявились признаки спада экономики страны. В нашем городе примером крушения грандиозных планов страны, республики и города явилось строительство завода «Башсельмаш», который должен был производить технику сельхоз.назначения для внесения удобрений в почву. Строительство предприятия подходило к завершению, но так и не заработало. Образец машины демонстрировали по телевидению, но реально в работу техника не была внедрена. В это время в городе пошли слухи о том, что приезжали представители итальянского автозавода «Фиат», того самого, который по контракту помогал строить Волжский автозавод, с предложением в одном из корпусов «Башсельмаша» за шесть месяцев запустить «отверточную» сборку легковых автомобилей «Фиат». Однако, должного интереса к предложению город не проявил. Более того, были слухи, что якобы этот «Фиат» станет конкурентом автозаводам в Ижевске и Тольятти. На этом, пожалуй к сожалению, с «Фиатом» все и закончилось. Если смотреть на этот вопрос с сегодняшних условий, то это предложение могло решить целый ряд проблем города Нефтекамска.
Еще одним, не столь грандиозным, но интересным был проект строительства канатной дороги через р.Каму. В связи с освоением Вятского месторождения нефти в Удмуртской республике, возникла потребность доставки материалов и работников на противоположный берег реки Кама. Сезонные перевозки на пароме и теплоходах летом, а зимой по Камскому льду, не в полной мере удовлетворяли нефтяников. В осенне-весеннюю распутицу приходилось заказывать вертолет для доставки на работу и обратно работников, проживающих на башкирском берегу реки. Поэтому было принято решение о строительстве канатной дороги через р.Кама, для обеспечения круглогодичной перевозки людей независимо от погоды у с.Н-Березовка. Для ускорения строительства был оформлен депутатский наказ руководителю НГДУ «Арланнефть» всеми уважаемому Князеву Н.С. Однако, государство, в лице чиновников разного уровня посчитало, что данный проект не является вопросом острой необходимости и не обеспечило его финансированием.
В свете событий сегодняшнего времени, когда страна делает ставку на внутренний туризм, на канатную дорогу можно посмотреть с другой стороны - туристической! На р.Кама напротив Н-Березовки в Каракулинском районе у деревень Боярка, Сухарево, Галаново, находятся сравнительно высокие берега, на которых можно построить лыжную трассу для зимнего катания и дома отдыха с пляжными зонами на летний период. Тем более что есть положительный пример строительства Магнитогорским комбинатом из Челябинской области горнолыжных трасс в Абзаково, на территории республики Башкортостан. У нас здесь для этого есть все условия: красивая природа, энергичное руководство, горы для катания на лыжах, песчаные пляжи и социальные программы республик Башкортостан и Удмуртии с финансированием, направленные на обеспечение здорового образа жизни населения. Учитывая «розу ветров», представляется, что лыжная трасса может пройти вдоль берега с юга на север, чтобы ветер дул в спину, а не в лицо, спускающимся лыжникам. Гравий для планировки трассы есть на дне Камы. Прежний проект канатной дороги можно привязать к местности для перевозки отдыхающих к лыжной трассе. Канатная дорога - это несколько опор, мало чем отличающихся от опор ЛЭП и тросы с кабинами для пассажиров. Установить подъемник, который производится в России. Кроме того, в условиях меняющегося климата, желающих посетить «Камскую жемчужину» будет более чем достаточно. Очевидно, что большинство жителей Н-Березовки, Каракулино, Нефтекамска, Янаула, Агидели и др. предпочтут местный отдых нежели Сочи, Домбай или Абзаково для катания на горных лыжах. К примеру, на строительство лыжных трасс в Шерегеше в Сибири, планируется инвестировать миллиарды руб.
Для начала создать совместную комиссию и решить вопросы распределения объемов заданий для сторон, с указанием конкретных работ, сроков, исполнителей и т.д. Это уже другая история, которая, хотелось бы надеяться, будет иметь продолжение.
Ветеран труда Абдрахманов Ш.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев