Какую главную ошибку совершаем мы в начале поста? Ошибка одна – телесный пост, но есть у нее две диаметрально противоположные формы.
Тот, кто только учится поститься, часто придает главное значение пище. Да, несомненно, проще определиться со строгостью воздержания в пище, сообразуясь с возрастом, здоровьем и образом жизни и заботиться об этом в первую очередь. Внимательно изучаем состав продуктов, отказываемся от растительного масла, привыкаем кушать лишь один раз в день – вот мы и постимся.
На самом деле воздержание в пище – не более, чем помощь в самом важном. А важное – научиться жить по Божиим заповедям. Важно научиться молитве, любви к ближнему, целомудрию (в значении – целостности умонастроения, направленному к богоугождению). Ограничение в пище в данном случае дисциплинирует и не перегружает желудок, который способен отвлекать от духовного, будучи пресыщен.
Проходят годы и христианин понимает, что телесный пост, будучи самоцелью, не приносит пользы душе. И некоторые решают совсем не придавать ему значения. От этого рождается теплохладность и, что даже удивительно, нерадение о духовной составляющей поста.
Пост должен приносить пользу душе. Душа же неразрывно связана с телом. Поэтому важно воздержание в пище, причем количеству пищи надо придавать даже большее значение, нежели качеству. Излишество постной пищи не менее вредно для духовного преуспеяния, чем совершенный отказ от поста.
Но будем помнить, что пост создан для человека, для его души, поэтому уделим достаточное внимание молитвам, духовному чтению, помощи ближнему, воздержанию от развлечений и ненужной информации – всему тому, что дисциплинирует душу.
В общем – пускай пост принесет нам пользу, а не вред. Фарисейски воздерживаться от угощений и ходить с «постным» выражением лица не менее вредно, чем совсем забыть о посте и жить нерадиво.
протоиерей Андрей Ефанов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев