И будет благословен тот человек, который сможет совладать с этой стихией, поддаться ей и покорить, и увлечь за собой других, не столь бесстрашных. Писать о поэзии невыносимо тяжело – как и о театре. А уж когда они сходятся вместе…
«Дом из стихов», вечер Евгения Князева в арт-кафе театра им. Вахтангова, февраль.
Князев строит добротный дом. Не воздушный за́мок сумрачного Серебряного века, не усадьбу века золотого, а обычный дом: фундамент, стены, крыша. Все крепкое, основательное, понятное. И в то же время прозрачно-ледяное, узорчатое, с потайными дверцами и двойным дном. Дом-загадка, ведь это же стихи…
Интересен выбор текстов – советский период, не слишком популярный сегодня. И гораздо интереснее оказывается, когда ты понимаешь, что знаешь львиную долю того, что звучит со сцены!
Маяковский появляется в наших театральных странствиях регулярно. Он получается у всех разный, но чаще всего размашистый, громкий, отчетливый. Не любить Маяковского можно, и весьма просто это делать. Но нельзя не признавать огромного таланта, ведь если хоть строка засядет занозой в сердце, то это настоящая поэзия. Это я к стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Сентиментальность – мое слабое место, и странно подозревать ее в других. За не пролившиеся, показавшиеся, прозвучавшие слезы – спасибо.
Вообще хочется бесконечно благодарить: за солнечную «Гренаду» М. Светлова (не напевать, не напевать!), за громоздкость А. Вознесенского и ломкость Е. Евтушенко. И особенно за стихи Д. Самойлова. Как на концертах бывает «песня дня», так и тут оказались стихи, вроде простые, но задевшие глубже, открывшиеся заново.
«Элегия» - извечный вопрос творческого человека: а действительно ли надо то, чем я занимаюсь? И правильно ли делаю? И сто́ит ли прислушиваться к пожеланиям публики? Не знаю, вкладывал ли Евгений Владимирович такой смысл, но услышала я именно это, совпали лирический герой и исполнитель. Да в конце концов, должны же жить на свете люди, способные доказать нам, погрязшим в обыденности, в ее сумраке и пошлости, безверии, что свет торжествует, что есть жизнь не по лжи, что есть любовь и надежда, что по-другому не бывает! Хочется верить, что не только я осталась со светом в душе, но и артисту стало чуть светлее, ведь не зря все то, что он дарит нам своими выступлениями, все не зря…
«Белые стихи» - просто праздник, феерия цвета и света, воплощение картин, безмолвно висящих в золотистых музейных залах. И опять лошадь… Мешаются точки пуантилистов, легкие мазки импрессионистов, яркие линии экспрессионистов. Как голос артиста: звонкий, нежный, раскатистый, приглушенный, сухой, вкрадчивый… Стихотворение-подарок: вот он, мир на ладони, кирпично-красный, желто-зеленый, пузырящийся газировкой и благоухающий цветами. Стихотворение-укор: «мы с тобой в чудеса не верим, / оттого их у нас не бывает». А чудо – вот оно, рядом. Стоит у микрофона, улыбается хитро и машет рукой – не надо, потом похлопаете…
Чудеса бывают, ну вот правда. Считаю чудом, что после окончания своей программы Евгений Владимирович пригласил всех желающих выйти на сцену и тоже прочитать стихи. И люди пошли! Читали по-разному, читали разное. Всем хлопали, и было хорошо.
Дальше будет не о стихах, а о человеке, их читавшем. Даже не так. О том, как получилось, что... В общем, обо всем.
После смерти В.Г. в той части души, которая отвечает за театр, возникла пустота. Долго-долго держалась, гулкая, грустная, неутолимая. И однажды на сцену вышел человек. Немолодой, некрасивый, представительный. Молча сел в кресло и просто смотрел в зал. Минуту? Две? Пять? В эти несколько минут стало понятно, что пустота если не заполнилась, то стала ощутимо меньше. Интересно, что видели Князева на сцене очень давно («Три возраста Казановы»), но тогда не запомнилось - некуда было впускать, все было наполнено другим, теперь уже покойным. А теперь пришло время. И появились Арбенин, Эрик Ларсен и Шмуле Лазарек, Тиресий и старый князь Болконский...
Князь Николай Болконский – воплощение страшной родительской любви, душащей детей своей необъятностью, яростью, слепотой, и страшной старости – немощи, угасания, отчаянья. Когда читаешь роман, видишь только вредного сухого старикашку, который заедает жизнь дочери, раз сын сумел ускользнуть. Евгений Князев смог показать другую сторону старого князя. Менее противным тот не стал, а вот более понятным – вполне. Вообще «Война и мир» дал возможность взглянуть по-новому на второстепенных персонажей, это главное открытие для меня лично. Многие из них проходят при чтении по касательной, а тут их выхватывает луч – и видишь человека во всей его полноте.
«Улыбнись нам, Господи» - помнится угасающий крик Лазарека, и свечи, погашенные голыми руками… И ощущение, что неправильно закончился спектакль, слишком поздно, надо было бы оставить финал открытым, чуть недосказанным. Вообще спектакль произвел впечатление неоднозначное, надо бы посмотреть еще раз, но пока не настолько все плохо, чтобы погружаться туда снова.
«Царь Эдип» давно покорил своей строгостью и целостностью. Спектакль не для души, а для ума и какого-то эстетического центра внутри тебя. Смотреть, наслаждаться и думать. Тиресий… Слепые глаза, старческий растянутый рот, удивительный голос, заполняющий весь зал. Грубый, властный. Несчастный, как и все герои… В спектакль хочется возвращаться. И ради слепого прорицателя, и ради других: вальяжного, чувственного, неприятного, смиренного Эдипа, царственной Иокасты, красивого и честного Креонта, невинных девочек…
Про «Посвящение Еве» не писал только ленивый, наверное. Мы смотрели спектакль на его излете, практически перед самой смертью В. Ланового. Было жаль, что прошли мимо расцвета постановки. Но впечатление было все равно грандиозным. До сих пор непонятно, что же цепляет в истории Абеля Знорко и Эрика Ларсена. Любовь-поединок, любовь-отречение. Как откровение приходит понимание необходимости пережить то, что дано тебе, во всей полноте, включая полноту утраты. Жалко до невозможности гордого, надломленного Абеля. И так же жалко благополучного на первый взгляд, но тоже изломанного Эрика. «Так я не в силах жить ни без тебя, ни с тобой» - услышанные на первом курсе строки античного поэта то и дело возникают в памяти, когда думаешь об этой истории. Оба посвятили свою жизнь любви. Оба любили. Оба были любимы. Нет ни правых, ни виноватых. Есть только счастье, все-таки бывшее в их жизни. Странное, одно на всех. Но все-таки счастье.
Вообще счастье – это первое, о чем думаешь, глядя на Евгения Князева. Сложное, нежданное, дорогое счастье. И огромное – раз так щедро может делиться с нами, зрителями.
P.S. Фото взято сто лет назад на Фейсбуке, после вечера памяти В. Гвоздицкого. Вот за тот вечер – еще раз спасибо.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев