Главный рубеж между весной и летом.
В народном календаре, с принятием христианства, с этими днями стал соотноситься праздник Троицы (Семицкий четверг накануне Троицы). В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица (троицкая суббота и и воскресенье) впитала в себя всю обрядность Семика. В других — обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу. В Белоруссии (Сёмуха) и на юге России Семик отмечали в воскресенье, считая название «Троица» церковным.
В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. В дом было принято приносить ветки берёзы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.
Масленица и Семик стоят по краям периода: одна в начале, другой – в конце. Как два верстовых столба, начало и конец.
Родственность праздников отражается во многих песнях, поговорках и пословицах:
"Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу", "Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала", "Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор".
Оба праздника имеют много сходного, являясь отражением перехода из одного времени к другому, оба завершают одно и открывают другое, тот и другой – граница: Масленица провожает зиму, Семик - весну. Масленица встречает весну, Семик – лето.
Зелёные Святки были очень многолюдным и красочным праздником, насыщенным разнообразными обрядовыми действами и игрищами. Обязательными атрибутами Зелёных Святок были музыка, ряжение, пляски. Как и во время зимних святок — колядок, - во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зелёных святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую.
Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ. Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лён» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса. В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию.
В обрядах приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Это касалось скотоводческой и земледельческой деятельности. В частности, соблюдался обряд, называемый «хождением в жито» - девушки сходились в маленькие группы и осматривали посевы злаковых в полях. По завершении обхода они собирались на лужку, разводили костёр, готовили яичницу и потчевались пирогами. Ложки по окончании еды с яичной скорлупой кидали вверх и приговаривали, чтобы рожь могла расти.
Сами же кувыркались прямо по траве.
Так же совершались различные ритуалы, предупреждающие град, возможную засуху, другие опасности, способные навредить урожаю.
Проводились обряды, касающиеся безопасности и здоровья животных. Свершался интересный обряд, венчающий скот. Пастушок приносил пару венков для хозяйки. Первый венок вешался на коровьи рога. Следующий венок надевался на саму хозяйку, и совершались волшебные действия. После венки хранились в хлеву и применялись с целью ветеринарного лечения.
Зелёные святки рассматривались как переходный жизненный этап окружающей природы. В эти дни творились обереги для защиты от нечисти. Кроме того, проводились обряды, касающиеся инициации. Подразумевался переход детей из подросткового возраста в возраст брачный.
Берёзка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. В дом было принято приносить ветки берёзы и букеты первых цветов. Их сушили, хранили в укромном месте, а после начала жатвы клали в житницу либо подмешивали в свежее сено. Следует отметить, что ветки берёзы, особенно использованные в обрядах, считались у славян сильным оберегом.
Украшали ветками берёзы и могилы предков.
Устраивали поминальное угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Очень важное место в обрядах и играх Зелёных Святок занимали темы любви и брака. Девушки бросали венки в воду, гадали, выйдут ли они замуж, совершали разнообразные магические ритуалы. Много времени проводили девушки с парнями. Всё больше становилось совместных гуляний и купаний (что в другое время считалось неприличным). Играли в «свадьбу», совершая шуточный свадебный обряд над выбранными «женихом» и «невестой» (иногда их роль выполняли чучела, именовавшиеся «Семик» и «Семичиха», «Русалка» и «Русалим», «Кукушка» и «Кукун»). Были прыжки через зажженные костры, устраивались большие трапезы. Все это приближало возможное сватовство.
#татьянасоловьёва #народныетрадиции #праздникимая #семик #семиководрево
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев