Это один из наиболее известных примеров использования пиар-технологий в политических целях.
Контекст
Из книги 1995 года «Toxic Sludge is Good For You: Lies, Damn Lies and the Public Relations Industry»:
«2 августа 1990 года иракские войска вторглись в Кувейт. На протяжении десятилетия Саддам Хусейн был союзником США. Рейган и Буш рассматривали его как ценного союзника в противостоянии с Ираном, но вторжение в Кувейт перешло черту, с которой администрация Буша не могла мириться. На кону стояла нефть.
Правящая олигархия Кувейта жестоко подавляла небольшое демократическое движение в стране, запугивала и подвергала цензуре журналистов, нанимала иностранцев для обеспечения большей части физического труда в условиях кабалы и почти рабства. Но Бушу нужно было убедить американцев в том, что Кувейт – это борющаяся молодая демократия, а бывший союзник Саддам Хусейн теперь олицетворяет зло».
И началась подготовка к операции по освобождению Кувейта, которая вошла в историю как "Война в Персидском заливе".
Показания Наиры
10 октября 1990 года 15-летняя девочка по имени Наира выступила перед Комиссией по правам человека Конгресса США. Наира заявила, что работала волонтёром в больнице в Кувейте и своими глазами видела, как иракские солдаты вырывали младенцев из инкубаторов и оставляли их умирать на холодном полу.
Сердобольная общественность зашлась плачем и потребовала немедленно угомонить этого Саддама, а эмоциональные показания Наиры много раз цитировались сенаторами и президентом США Джорджем Бушем, ну и организациями навроде Amnesty International.
И вот здесь мы имеем такое торжество верховенства права, что у меня самой слеза, извините. Дело в том, что ложь под присягой перед комитетом Конгресса – это преступление. Но ведь комиссия не является комитетом Конгресса, а представляет из себя подставную группу одной из нанятых пиар-фирм, и ложь перед подставной группой – это и не ложь вовсе, а голливудская сценка, которая напоминает официальные слушания в Конгрессе лишь внешне.
Роль Hill & Knowlton
Позже выяснилось, что выступление Наиры было частью крупной пиар-кампании, организованной американской фирмой Hill & Knowlton. Эта кампания была направлена на то, чтобы убедить американскую общественность и политиков в необходимости вмешательства в конфликт.
Скандал разгорелся, когда стало известно, что Наира была дочерью Сауда Насера аль-Сабаха, кувейтского посла в США, а расследования, проведённые после войны, показали, что история о выбрасывании младенцев из инкубаторов была ложью. Никто никого не выбрасывал.
Hill & Knowlton была куратором всей кувейтской кампании. Она организовала целый спектр мероприятий от пресс-конференций и провоенных митингов до распространения футболок и наклеек «Free Kuwait» в кампусах колледжей.
Для того, чтобы представить войну благородной, а не пошлой попыткой спасти дешевую нефть, всего были наняты около 20 PR, юридических и лоббистских фирм. Один только бывший посол США в Бахрейне направил $8 миллионов на рекламу и лоббирование через подставную группу, которая готовила и размещала новостные выпуски на ТВ по всему миру. Неполживые СМИ в очередной раз виртуозно преподнесли тщательно выстроенную точку зрения охочим до настоящей журналистики зрителям. Даже одежду и прическу посла Кувейта адаптировали под вкусы американских избирателей.
Последствия
Несмотря на разоблачение, поддержка военной операции уже была обеспечена. И если вы думаете, что гегемон разучился ловить мышей и не применяет технологии из своего пропагандистского арсенала и сегодня, то оглянитесь вокруг.
История с Наирой остаётся важным напоминанием о необходимости критически оценивать шквал информации, направленный против очередного геополитического конкурента США.
Юлия Демьянская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев