Что кроется за этой аббревиатурой? - это хорошо знают люди старшего поколения - Байкало-Амурская магистраль. Новое же поколение, после развала Союза эту грандиозную стройку внесли в список самых неверных решений прежнего государства, мол, огромные деньги были необдуманно пущены на ветер. Но тогда Байкало-амурская магистраль, как железнодорожная ветка протяженностью 4300 километров, соединяя страну с запада на восток, была стратегически важна ни столько экономически, сколько военно-политически. Люди поколения СССР поймут, о чём я.
Сегодня, когда в России, по известным причинам меняются полюса на восток, актуальность БАМа становится очевидной. И телепрограммы о БАМе, напомнившие мне о молодых годах, стали причиной данного поста.
В те годы по призыву партии, молодёжь с энтузиазмом и задором отправлялась на комсомольско-молодёжные стройки. Таких было много: БАМ, Авто-ВАЗ, Таджикский алюминиевый и много других. И поверьте, сегодня, пережив сарказм по поводу «совков», всё больше скептиков соглашаются с преимуществами того времени.
Вклад Таджикистана в строительство БАМа очень большой. Наряду со всеми республиками, и наши строители строили дороги, дома, жизненно важные объекты.
Тогда, в 80-м, по велению времени, мне суждено было принять участие в этой грандиозной стройке века. Мы жили в глухой тайге в маленьком посёлке со станцией «Небель», где прежде тысячелетия не ступала нога человека. Вряд ли я думал тогда, что через столько лет я с трепетом буду вспоминать это. А вспоминать есть что. С благодарностью, в первую очередь вспоминаю людей, с которыми мне пришлось там сдружиться и работать. Это наш начальник ПМК-6 Треста «Таджиксельстрой» Гончаренко Юрий Николаевич (на фото в очках), который «вытащил» меня на БАМ, Мурат-чеченец – водитель вот этого УАЗика (№71-97, но его самого на фото нет) на котором мы с ним заезжали в дикие дебри, и потом чудом выбирались, другие, к сожалению уже имён которых не помню – главный инженер, начальник ПТО ПМК-6, зав. поликлиникой и другие, с кем мне пришлось работать. Не забываемые впечатления оставили рассказы и посещение обелиска памяти первопроходцам, которые были зверски убиты беглыми зэками (такое тоже там было) с комсомольской клятвой на стеле: «Мы дойдём до Амура, Шурик!».
Помню родную нашу станцию «Небель» куда редкими бамовскими поездами нам приходили посылки и письма от родных.
Помню, как ездили в гости на соседние станции - к армянам на станцию «Таюра», к грузинам на станцию «Ния». Гордые грузины на сопке большими буквами тогда написали слова поэта Евгения Евтушенко: «Я видел Грузию на БАМе». А в поселке «Магистральный» ленинградского десанта, магазин «Русь» поражал изобилием дефицитных товаров от джинсов, монгольских дублёнок и портативных цветных телевизоров до мотоциклов «Урал». Конечно, всё это было для мотивации людей, которые работали в очень суровых условиях. Но и романтиков - энтузиастов, которые приехали сюда не за длинным рублём, тоже было много.
Я благодарен судьбе за этот короткий отрезок трудовой биографии. Тем более, когда по телевизору показывают хронику и говорят о важности БАМа, я чувствую удовлетворение за свою частичку в этой истории.
Да, унесла меня память в даль…)))
Очень надеюсь, что в век цифровой технологии, мои друзья, с которыми связь давно потеряна, увидев фотографии, прочитав мои воспоминания, откликнутся. С удовольствием пообщаюсь с людьми, которые также работали там (а их было много – Ленинабадская автоколонна, например)
Поздравляю вас с 50 летием Байкало-Амурской магистрали, товарищи!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 10