" от 15 мая 2024 года опубликован мой новый очерк...
ВЕРХ-НЕЙВИНСКИЙ В ЖИВОПИСИ
Верх-Нейвинский – поселок с богатейшей историей. И это не только история заводского дела, добычи золота и платины. Это еще и история поселка в живописи русских и советских художников.
Когда то автор услышал такую байку:
ПРО ВЕРЕЩАГИНА ХУДОЖНИКА И ВЕРХ-НЕЙВИНСКУЮ КАРТИНУ
Художник был такой Верещагин. Все картины военные писал. Говорят, даже Егорием был награжден за храбрость то, сам полки водил в стражения. Сгинул вместе с адмиралом Макаровым на корабле то от японца. Вот и приезжал он в завод то Верх-Нейвинский. И картину написал. Она-то теперь в заграницах. Ее тамошни то за большушши деньги купили.
Стало интересно, а что же это за картина. И… Оказалось, что их не одна, а целых две. Написал их Петр Петрович Верещагин. И вот как это было. Во второй половине XIX века на художественных выставках Санкт-Петербурга, Москвы и Европы появились картины известного в то время художника Петра Петровича Верещагина и среди них этюды с названием «Верх-Нейвинский пейзаж» и «Верх-Нейвинский вид».
Петр Петрович Верещагин родился в семье иконописца Петра Прокопьевича 14 января 1834 года. В семье все были иконописцами дед по отцу Прокопий Данилович и по матери Иван Васильевич Бабин. Мальчик учился живописи у отца, а после его смерти в 1843 году у деда по матери. Петр был старшим из детей и ему пришлось оказывать помощь семье. В 1850 году юношу начал обучать Афанасий Ульянович Орлов – выпускник Арзамасской рисовальной школы. Нужно отметить, что младшие братья Василий и Митрофан продолжили династию художников. По совету Орлова Петр, как и его братья продолжил учебу в Императорской Академии художеств, поступив в нее в 1858 году. Он избрал свое направление – ландшафтная живопись, одним из его учителей был Сократ Максимович Воробьев – один из создателей этого направления в живописи. За время учебы в Академии Петр не только учится и пишет этюды и картины, но и участвует в выставках. За этюд «На Волге» он удостоен малой серебряной медали в 1861 году, а в 1862 – большой серебряной медали за картину «В Баку». В 1865 году Петр Петрович окончил Академию и стал преподавать живопись в г. Люцин Витебской губернии. В 1871 году он переезжает в Санкт-Петербург. За время работы в Люцине он в 1867 году получил звание классного художника второй степени за картины «Вид Динабурга», «Рынок в Новгороде» и «Вид окрестностей Люцины». А уже в 1868 году он получает звание классного художника первой степени за картины «Толкучий рынок в Москве» и «Вид Кремля». В 1873 году за картину «Общий вид Севастополя» художник получает звание Академик пейзажной живописи.
Во время русско-турецкой войны Петр Петрович в действующей армии. Участвует в боях на Балканах и Болгарии. Написал этюды о Галаце, Систово, Дунае. Результатом этих работ стала крупные панорамы, самая известная из которых «Бомбардировка крепости Рущук». За участие в войне награжден медалью «За русско-турецкую войну 1877 – 1878 годов».
За 70-е годы XIX века Верещагин П.П. объехал многие российские города и губернии, написал множество этюдов с видами Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, а так же виды Крыма, Кавказа, Прибалтики.
В середине 1870-х годов по приглашению Общества Горноуральской железной дороги художник едет по маршруту будущего строительства «железки». Он создает целую серию этюдов и картин с видами Среднего Урала – около тридцати. Это виды: реки Чусовой, родного города Перми, Нижне-Тагильского и Верх-Нейвинского заводов. Деревень и других природных мест. Петр Петрович Верещагин первым из русских художников обратился к изображению Урала в живописи. На картинах можно узнать небольшой уральский поселок. При чем одна написана до пуска Горноуральской железной дороги в 1878 году, вторая после, так как на ней есть изображение паровоза, идущего по железнодорожному пути.
Картины с видами Верх-Нейвинского хранятся в коллекциях в Германии. Существует легенда, что Петр Петрович Верещагин участвовал в расписывании Храма Николая-Чудотворца в поселке Верх-Нейвинский вместе со студентами Императорской Академии художеств. Во время каникул многие из молодых художников ездили на Урал и в Сибирь расписывать храмы, это и приносило доход, и набивали руку… Так это или нет покажет время.
16 января 1886 года Академик живописи Петр Петрович Верещагин скончался.
В фондах Свердловского областного краеведческого музея имени О.Клера хранится картина И.К.Слюсарева «Верх-Нейвинский завод», написанная в первой половине ХХ века. На ней изображен завод со Слудного мыса «Крутяка». Кто же этот художник. Иван Кириллович Слюсарев родился 17 июня 1886 года в д. Черноскутово, Камышловского уезда, Пермской губернии в крестьянской семье. В 13 лет мальчик знакомится с художником Леонидом Викторовичем Туржанским, который стал его учителем, привившим тягу к живописи. В 1900 году Иван Кириллович поступает на Верх-Исетские курсы для рабочих, на которых черчение и рисование преподавал Николай Михайлович Плюснин – выпускник Императорской Академии художеств. С 1903 по 1907 года Слюсарев обучается в Екатеринбургской художественно-промышленной школе. Живописи его обучают известный латвийский скульптор Теодор Эдуардович Залькалн и художник Александр Никитич Парамонов. После окончания работает учителем рисование в Екатеринбургском начальном училище. На все лето уезжает Иван Кириллович на этюды, посещает самые живописные и известные места Урала. Что бы обеспечить себя преподавал рисование и черчение в Екатеринбургской гимназии, в частных пансионах, в частной женской гимназии, на курсах для рабочих. Художник всем сердцем принял Великую Октябрьскую Социалистическую революцию. В 1921 – 1927 года он преподает Уральском государственном практическом институте. Расцвет творчества пришелся на 1920 – 1930-е годы. В 1932 году Ивана Кирилловича назначают секретарем правления Свердловского отделения Союза художников.
Его называли «Уральским Левитаном». В общей сложности при жизни было проведено более десятка его персональных выставок. А в скольких он принял участие. Скончался художник Слюсарев И.К. 20 октября 1962 года.
В Екатеринбургском музее изобразительного искусства (Свердловской картинной галерее) хранится картина «Пионер Ростислав Сизов предупреждает крушение поезда на станции Верх-Нейвинск» художника Александра Михайловича Любимова. Александр Михайлович родился 25 февраля 1879 года в Курской губернии. С 1901 года был вольнослушателем Императорской Академии художеств в мастерской Ильи Ефимовича Репина. После чего возглавлял Харьковское художественное училище. У него учился известный советский художник Александр Александрович Дейнека. В 1927 году переехал в Ленинград, где преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и в Высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной. Профессор. Скончался 19 декабря 1955 года.
В далеком 1934 году Любимов прочитал в «Правде» о героическом поступке верх-нейвинского пионера Ростислава Сизова, который, заметив, что поврежден железнодорожный путь на станции Верх-Нейвинск, зажег газеты и размахивал ими. Поезд остановился, авария была предотвращена. Художник загорелся и очень быстро, по его воспоминаниям, написал картину. Она была выставлена на выставке «Урало-Кузбасс в живописи» 1935 года, а затем передана в картинную галерею Свердловска. А случай действительно реальный произошел он осенью 1933 года. Юный пионер был награжден Народным комиссаром путей сообщения Почетной грамотой и фотоаппаратом, так же он был направлен во всесоюзный лагерь Артек. После окончания средней школы Ростислав Сергеевич Сизов поступил в летное училище, окончил его. Он участвовал в Великой Отечественной войне, более семнадцати лет был летчиком-испытателем новых машин.
Вот так… Верх-Нейвинский в живописи переплелся с историей…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев