Помню как про Шмемана заговорили на 3-м курсе семинарии на лекции по миссиологии. Преподаватель сказал тогда нам, кто сомневается в православности отца Александра Шмемана, прочтите две его книги «Водою и Духом» и «Евхаристия – Таинство Царства». Тогда этот же преподаватель сказал примерно так: «Я понимаю еще сомнения относительно отца Александра Меня, но только не Шмемана».
Отец Александр Шмеман написал много и других замечательных книг. Кроме этого, он еще вел дневник. Там он делал записи не для публичного издания. Однако после его смерти родственники решили издать Дневники.
У каждого человека могут быть какие-то личные переживания. Если бы были подробные дневники, например, святителя Иоанна Златоуста, то и там любители «поковыряться» нашли бы к чему придраться. Несколько лет назад, кстати, что-то похожее было с дневниками св. Иоанна Кронштадтского.
Расскажу одну историю, связанную с Дневниками отца Александра Шмемана. Когда меня направили служить на приход, узнал про своего знакомого баптистского пастора Руслана, что он стал православным. Подружились мы, когда я еще был семинаристом. Руслан тогда интересовался Православием, читал много православной литературы разных авторов. Особый интерес он проявлял к православной литургии и православному пониманию таинства Евхаристии. По телефону спросил у Руслана, что побудило его стать православным? Тем более это имело серьезные последствия для него. Руслан лишился зарплаты как пастор, ему не разрешили закончить учебу в Австрии и получить ученую степень, жена не поддержала его решения, и брак был на грани развода, многие друзья-протестанты от него отвернулись.
«Я прочел Дневники Шмемана и больше не мог оставаться в протестантизме», - ответил мне бывший баптистский пастор, - «Я очень люблю их перечитывать. Они для меня служат большим утешением».
Те, кто «ковыряются» в личных дневниковых записях Шмемана, чаще всего обвиняют отца Александра, что он не был аскетом, позволял себе, например, смотреть по телевизору новости или трансляцию олимпийских игр. Просто нужно вспомнить, что Православие само по себе очень многогранно. Если кому-то нравится аскеза, пожалуйста. Но разве все православные должны быть аскетами и уходить в монастыри? Кому-то нравится как писал святитель Игнатий Брянчанинов, а кому-то святитель Феофан Затворник. Кому-то нравится профессор Алексей Ильич Осипов, а кому-то митрополит Антоний Сурожский. В приходской библиотеке или в церковной лавке каждый выбирает себе книги по своему вкусу. Точно так же как в классической литературе кому-то может нравиться Л.Н. Толстой, а кому-то Ф.М. Достоевский. Как тут не вспомнить слова св. Блаженного Августина: «В ГЛАВНОМ – ЕДИНСТВО, ВО ВТОРОСТЕПЕННОМ – СВОБОДА, И ВО ВСЕМ ЛЮБОВЬ»
А теперь по поводу о.А.Меня. Да, у него прослеживаются экуменические идеи. Только зачем сейчас их популизировать? Если внимательно читать книги и интервью отца Александра, то видно, что он был против слияния или какого-то синтеза религий или христианских конфессий. Отец Александр всегда говорил, что христианство стоит на вершине всех религий. А православие он любил больше всего и о нем очень много писал. Не было у него ненависти к другим христианам или людям других религий. Дело в том, что жил Мень во время атеистической пропаганды. Если человек заявлял, что он, например, мусульманин, то это означало, что он уже свой, то есть не атеист. Отец Александр не страдал «духовным гомосексуализмом», он любил всех, а не только православных.
Помню, когда уже учился в духовной академии, преподаватель на лекции по нравственному богословию рассказывал нам о святителе Николае Сербском, как тот в своих книгах положительно отзывался о разных религиях. Очень жестко святитель критиковал лишь философов материалистов. Я спросил, почему к св. Николаю Сербскому нет претензий, а к отцу Александру Меню есть? Лишь потому, что первого канонизировали? Ответ был примерно такой: «А кто сейчас на Меня наезжает?» Ведь на самом деле, никакие поместные или архиерейские соборы не осудили отца Александра Меня. Через некоторое время после той лекции я узнал, что Московская патриархия решила к юбилею отца Александра переиздать все его сочинения.
Стоит ли читать переизданные книги Меня? Если кому-то они покажутся интересными и принесут пользу, то почему бы и нет. А все эти наезды на Шмемана, Меня и других православных авторов совершенно бессмысленны. «Пути Господни неисповедимы» (Рим. 11, 33). Ведь может же Бог привести кого-то к православной вере через книги отцов Александров Шмемана или Меня. Не будем же этому препятствовать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев