Производство легковых автомобилей в СССР не являлась основной задачей автопрома советского государства, поскольку в социалистическом обществе личный автомобиль не является особо необходимым предметом, как в капиталистическом.
Но при всём при этом он был, спектр выпуска был очень широким, от вершины мечтаний в виде ГАЗ - 13 “Чайка” которые предназначались только для высшей партийной элиты, несколько экземпляров всё же попали в частное владение, до ЗАЗ 965 и 968, стоимость которых была рекордно низкой.
В большинстве своем автомобили советского производства отличались небывалой надежностью, это было обусловлено тем что при проектировании будущей модели конструкторы учитывали дорожное покрытие на котором предстоит передвигаться авто, и естественно нужды советских граждан.
Первым автомобилем выпускаемым в СССР является “АМО Ф 15”, который был выпущен на одноимённом заводе в 1924 году, именно с появления этой модели начинается история советской автомобильной промышленности. В 1931 - 1933 годах завод “АМО” подвергся реконструкции и получил новое название “ЗИС”. За 1930 - 1932 года был построен завод “НАЗ” (позже был переименован в “ГАЗ”), который производил авто по лицензии “Ford”.
К 1938 году эти заводы смогли вывести СССР на ведущие позиции мирового рынка по выпуску грузовых авто.
До начала Великой Отечественной войны автопромышленность советского союза выпустила около миллиона авто. После войны, автопром прежде всего был нацелен на выпуск грузовых авто. Но после подписания контракта с “Fiat” производство легковых авто возросло в геометрической прогрессии.
В 1976 появился самый крупный грузовой автомобиль в Европе, “КамАЗ”. Примечательно, но с 1987 года на заводе который выпускал КамАЗы, также начался выпуск микролитражных авто ВАЗ 1111 “ОКА”. В 1980 годах советская автомобильная промышленность добилась значительных успехов, страна занимала ведущие места в мире, по производству авто. Но в то же время рост производства авто почти прекратился, и установился в пределах выпуска 1.3 миллиона авто в год.
Автопромышленность освоила выпуск автомобилей с кузовами типа хэтчбек: ВАЗ 2108 “Спутник”, ЗАЗ 1102 “Таврия” и Москвич 2141, к производству были подготовлены грузовики ГАЗ 4301 и ЗИЛ 4331. После распада СССР автомобильная промышленность, которая концентрировалась преимущественно в Украине, России и Беларуси, разделилось на национальные предприятия
Почти сразу по окончанию Великой Отечественной войны, начинается постепенное восстановления автомобильной промышленности в стране, и автоспорта тоже. В 1946 году был построен автомобиль под названием “Звезда”, развивавший рекордные на те времена 140 км/ч.
К середине 1950 года широкую популярность обретают кузовные спортивные авто, сборкой подобных авто занимались как профессионалы, так и энтузиасты из народа. В те же года начинается строительство первых гоночных треков на территории страны.
В следующем десятилетии появляются принципиально новые для советских граждан виды автоспорта, такие как картинг и автокросс. Автомобили из СССР активно принимали участие во всевозможных международных состязаниях. Особо успешными в автоспорте оказались авто производства “МЗМА”, которые неоднократно занимали ведущие позиции в соревнованиях международного класса.
СССР активно продвигала свои товары на внешнем рынке, одним их таких товаров были автомобили. В первую очередь автомобили поставлялись в активно развивающиеся страны. В начале 60-х годов советские авто поставлялись в африканские страны, но платежеспособность населения большинства стран в которые поставлялись авто, оставляла желать лучшего. В основном на экспорт шла продукция таких автозаводов как: “ГАЗ” и “МЗМА” (позже АЗЛК).
Однако в скором времени экспорт “ГАЗ 21” был прекращен, на это авто был огромный спрос и внутри государства.
Об экспорте автомобилей “ЗАЗ” тогда еще не задумывались всерьез. Основной экспортной моделью стал “Москвич 408”, достаточно дешевый и надежный автомобиль был по достоинству оценен иностранным потребителем, трижды был самым продаваемым автомобилем в Финляндии.
В заключении отметим, что в этой статье приведен далеко не полный перечень продукции, выпускавшейся предприятиями автопрома СССР за годы, прошедшие с момента его образования и до распада страны. Кроме того, даже большинство упомянутых моделей имело различные модификации, каждая из которых представляет интерес оригинальностью конструкции и смелостью технической мысли. В целом же история советского автомобилестроения – это увлекательная глава в летописи истории XX века.
--- "...спектр выпуска был очень широким, от вершины мечтаний в виде ГАЗ - 13 “Чайка” которые предназначались только для высшей партийной элиты..." --- Да ладно... ГАЗ-13 дарили первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, кубинскому лидеру Фиделю Кастро, маршалу Георгию Жукову, писателю Михаилу Шолохову, балерине Галине Улановой, "Чайка" была на свадьбе чемпионов мира Ирины Родниной и Александра Зайцева... "Чайку" надо было заслужить.
В открытой продаже её не было. Но стоимость её оценивалась в эту сумму. Приобрести её могли (за деньги) люди, отличившиеся в государстве, - видные военачальники, архитекторы, космонавты...
Не важно кто её мог приобрести. Важно то, что автомобиль в СССР, тем более высокого класса, не был мечтой для абсоллютного большинства граждан. Мало того, и обычный автомобиль не нужен был рядовому советскому человеку, не мещанину.
Нет, дорогой, как раз это т было ВАЖНО! Автомобиль в СССР был СТИМУЛОМ роста, а не китайской "консервной банкой". Вы, наверное, не в курсе, что "Лада Гранта", которая в России стОит в районе 1млн.200 тыс. рублей, в Египте продаётся за 650 тысяч. Может объясните сие действо?
"Стимулом роста" чего? Благосостояния? Моему отцу, например, больше по нраву был мотоцикл с коляской, на нем везде проедешь и в хозяйстве помощник, говорил... А автомобиль как-то и не нужен был, на автобусе ездили, когда переехали в город, то там и трамвай, троллейбус...
Человек приобретал по потребности! Нынче понты и хотелки. Из за хотелок во дворах не пройти. На работу 500м. пешком ни -ни! С асфальта ни разу не съехал но на джипе! Измельчал народец!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 24
--- "...спектр выпуска был очень широким, от вершины мечтаний в виде ГАЗ - 13 “Чайка” которые предназначались только для высшей партийной элиты..." --- Да ладно... ГАЗ-13 дарили первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, кубинскому лидеру Фиделю Кастро, маршалу Георгию Жукову, писателю Михаилу Шолохову, балерине Галине Улановой, "Чайка" была на свадьбе чемпионов мира Ирины Родниной и Александра Зайцева... "Чайку" надо было заслужить.