9. 11 июля 1946 года вошел в строй первый в СССР магистральный газопровод Саратов – Москва протяженностью около 850 км - пионер отечественной газовой индустрии.
Еще не закончилась война, а Государственный Комитет обороны СССР принимает в конце 1944 года решение о строительстве газопровода Саратов-Москва для обеспечения газом промышленности и населения столицы страны. Это была первая послевоенная стройка в России.
С вводом этого газопровода ресурсы газа для Москвы увеличились в пять раз. Для этого в 1945 году в столице проложили около 100 километров основных газовых сетей, не считая домовых вводов и разводок внутри зданий. Речь шла и о проведении строительно-монтажных работ, связанных с переоборудованием топок котельных, жилых домов, бань, прачечных, хлебозаводов, лечебных учреждений и других потребителей с установкой в них газовой аппаратуры.
Прокладка крупнейшего по тем временам газопровода была поручена строительной организации НКВД. Начальник строительства - генерал-майор инженерно-технической службы Василий Алексеевич Пачкин, главный инженер Александр Иванович Платонов, крупный инженер, которого отличали глубокие знания техники и технологии сварочно-монтажных и специальных работ.
Стройка была объявлена ударной, всенародной. Лучшие мастера приехали сюда с Урала, Кавказа, Сахалина...
Нельзя без волнения читать архивные документы тех времен. На строительство газопровода, «как в бой, шли солдаты, сменившие автоматы на лопаты». Но подавляющее большинство строительных отрядов составляли женщины, девушки и подростки. На стройку выходили целыми селами, колхозами и бригадами. Практически все работы производились вручную.
Сооружение по тем временам действительно было впечатляющим: от поселка Елшанка под Саратовом, по территории четырех областей, через добрую сотню рек и ручьев нес газопровод «родной столице дешевое и выгодное топливо». На объекте ежесуточно работали до 30 тысяч человек.
Десятки заводов машиностроения, приборостроения, тяжелого машиностроения, электропромышленности и других отраслей изготовили почти 9 тысяч наименований различного оборудования и материалов, необходимых газопроводу.
Параллельно с прокладкой труб строились компрессорные станции. Строители возвели шесть поршневых компрессорных станций общей мощностью 35 тысяч лошадиных сил. Этим были заложены основы создания и развития в стране новых типов компрессоров и газоперекачивающих агрегатов. На трассе были внедрены многие технические, технологические и организационные новшества. Ученые и специалисты в те годы проложили пути к основам современной организации, сооружения и эксплуатации магистральных газопроводов высокого давления, определили главные направления в создании специальной техники, обучили кадры строителей и эксплуатационников.
Первый газ подошел к Подмосковью в апреле 1946 года, а в июле природный газ уже горел в квартирах москвичей. Всего в столицу в сутки доставлялось 800 тыс м куб голубого топлива.
https://www.saratov.kp.ru/daily/25727.4/2718085/
Комментарии 2
..