»
Татьяна Менак
Тишайший жилец-программист на третьем этаже моего дома вступил в Церковь Сатаны и в своих ритуалах сжёг потолок в ванной и прострелил стены и пол. От цен на ремонт у любого поехала бы крыша - просили суммы, разнившиеся в тысячу долларов. Наконец, нашёлся мастер, вроде не вымогатель. Когда я платила за очередную покраску, он вдруг остановился и спросил: «А откуда у вас деньги?»
В этом вопросе было столько добродушия, смешанного с завистью и далеко запрятанной злобой, что я вспомнила другого «работягу» из фильма «Холодное танго» Эфраима Севелы. Еврейский юноша, чудом выживший один из всей семьи, после войны возвращается в свой городок и женится на любимой с детства литовской девушке. Её отец прячется с «лесными братьями» – пособниками немцев и убийцами евреев. Придя к дочери за лекарствами, отец кричит с отчаянием: «Ну почему я уголь в топку кидал и был нищим, а евреи все были такие богатые?»
Вечный вопрос «Откуда у вас, евреев, деньги?» Я знала, откуда деньги у меня. Бабушкина убеждённость, что нужно учиться зарабатывать, с пяти лет превратилась в многочасовые самоистязания за пианино. Пока подруги упивались гуляньями по весеннему Ленинграду, я с 15 лет за 1 рубль в час аккомпанировала на рояле в школе бального танца.. В первые два года эмиграции рояль вывез меня концертмейстером балета за 8 долларов в час.
В 93-м, получив инвалидность по травме руки от переработки на компьютере, начала турбизнес - бросилась в никогда не виданные мной Владивосток и Хабаровск и открыла оттуда прямой туризм на Сан-Франциско. Усталость после работы делилась на три категории: та, от которой я ходила, шатаясь, та, от которой хотелось плакать, и та, от которой начиналась рвота. Я проводила за рулём по двенадцать часов в день, хотя больше десяти по закону Калифорнии запрещалось. И это не просто крутя руль, а проводя экскурсии, думая об их содержании, следя за реакцией туристов, заранее описывая объекты и прицеливаясь, чтобы их появление совпало с движением вэна.
Раз от усталости попыталась прислониться к стенке на выставке Ван Гога в Лос-Анджелесе, куда я привезла туристов, показав им по дороге Стэнфорд, Монтерей и Замок Херста, но проклятый смотритель тут же отогнал меня на середину зала. Однажды безумно захотелось сказать вконец охамевшим новым русским: «Вы таким дерьмом стали когда разбогатели или раньше им были?» – и гордо выйти из лимузина. Но я сжала зубы - мне нужны были деньги.
Подцепила крупную сибирскую нефтяную компанию, начинавшую выход на международный рынок (директора позже убили). Построила им выставку в Бразилии и обеспечила переговоры в Рио-де-Жанейро, найдя в стране, где никто не говорил по-русски, сына секретаря Компартии Бразилии, учившегося в Москве. Вскоре российский бизнес завалился и не стало денег платить шофёру недавно купленного большого автобуса. Пришлось сдавать на профессиональные водительские права, ползая под автобусом и отвечая по-английски об устройстве мотора и шасси, что и по-русски вызывало у меня коматозное состояние.
Потом пошла со своим автобусом работать в американскую компанию Tower Tours. Водителями-экскурсоводами там были только мужчины. Один из них сказал мне на остановке у моста Золотые Ворота: «Вы единственный человек, который выдерживает по две экскурсии.». Да, но я зарабатывала больше $400 в день! Двадцать лет назад это были деньги. Когда мой автобус взорвали «коктейлем Молотова» и бизнес рухнул, стала сдавать дом и села в UBER.
Да разве дело во мне? На иврите сущность человеческой жизни - «кровь» (dam) во множественном числе (da*mim) – «деньги, плата». Библия признаёт связь между двумя этими понятиями, соотнося кровь и деньги как источник существования. Только евреи понимали это буквально. Только для них, вечно гонимых и преследуемых, деньги становились инструментом и относительной гарантией выживания.
И в древние времена, и в Средние века, и во время Холокоста те, у кого были деньги, имели шанс на спасение. Семья Анны Франк платила тем, кто её прятал. «Благородные» датчане-лодочники, вывозившие евреев в не оккупированную нацистами Швецию, хорошо заработали и собирали плату со спасённых ими ещё много лет после войны. Рассказы о том, что происходило в Германии и Европе после прихода Гитлера, мы слышали от тех евреев, у которых были средства, чтобы перебраться во Францию, Испанию, Южную Америку, Англию, Палестину, США – куда пускали. Остальные отправились в Освенцим. Вольный торговый город Дубровник на Адриатическом море был создан бежавшими из Испании в 1492 году евреями. Те, кому уехать было не на что, прошли через насильственное крещение или сгорели на кострах инквизиции.
Евреи прекрасно понимали, что ключ к деньгам – образование, тяжёлая работа и профессионализм, делающие человека незаменимым. Работа и получаемые за неё деньги стояли для евреев между ними и смертью. И в этом сознании, незнакомом другим народам, евреи, иногда даже сами того не понимая, воспитывали детей. За моей матерью, больной тяжёлым гриппом, присылали с завода машину, потому что кроме неё технологическую линию восстановить никто не мог. За соседкой по коммуналке, знаменитым врачом-фтизиатром, присылали самолёт из Ашхабада – лечить тамошнего партийного бонзу.
«Ты должна быть лучше всех!» – постоянно повторяла бабушка. Много позже я поняла почему. Пережившая погромы на Украине, революцию, гражданскую войну, переезд за большие деньги в Ленинград, эвакуацию из Ленинграда в Сталинград, переправу за золотые часы под носом у немцев на другой берег Волги, выживание в Красноярске и возвращение опять за золото в Ленинград - она понимала из чего состоит жизнь.
Увы, коммунистическое воспитание меня этому не учило. Уровень своего финансового невежества я оценила только на 35-м году жизни в Америке, прочитав мемуары Глюкель из Гаммельна, Glückel of Hameln. Эта еврейская женщина жила в Германии (1646–1724) почти на 200 лет раньше, чем Карл Маркс с его теориями «товар-деньги-товар», и родила 14 детей. Глюкель знала, что, одолжив деньги и купив товар, она должна успеть его продать, пока проценты на взятый кредит не сожрут прибыль. Я с ужасом поняла, что Глюкель знала о соотношении одолженного капитала, процентов на него и времени кредита больше, чем я сегодня.
При подготовке экскурсии «Еврейский Сан-Франциско» меня сразила тема «Евреи и деньги». Захватывающе быстрое освоение немецкими евреями Калифорнии произошло благодаря особому отношению евреев к деньгам. Фантастическое доверие религиозных евреев друг другу, собирание огромных сумм одной семьёй или несколькими, чтобы вложить в бизнес или отправить одного члена семьи подготовить площадку для высадки другим - это было нормой жизни. Глюкель из Гамельна расселила своих детей по разным городам Германии и Европы для взаимной торговли и чтобы, если начнётся антиеврейское безумие в одном из городов, было где переждать в другом.
Деньги и их движение были коэффициентом морали еврейских общин и взаимопомощи. Огромные суммы выплачивались и передавались по письму или по слову. Добравшийся до Калифорнии, еврей мог рассчитывать на троюродного брата двоюродного дяди, там уже поселившегося. Стол, постель, лоток с товаром или место сидельца в лавке ему были обеспечены. В Сан-Франциско евреи составляли 11% населения, по всей Калифорнии и Неваде были разбросаны их дома, магазины и бизнесы. Их называли еgg eaters - «поедатели яиц», поскольку соблюдавшие кашрут торговцы, путешествуя, питались в основном варёными яйцами.
Создатель мировой коммунистической ереси Карл Маркс - крещёный антисемит во втором поколении - в статье 1844 года «К еврейскому вопросу» утверждал, что основной бог для евреев – деньги и жаловался, что через еврея деньги превратились в мировую силу. Деньги в Калифорнии действительно превратились в мировую силу. Когда началась Гражданская война, бумажные деньги обесценились. Оружие и провиант для армии северяне покупали на золото, а у южан были только бумажные деньги. Впоследствии президент Грант скажет, что Гражданская война Линкольном была выиграна благодаря калифорнийскому золоту.
У евреев, воспитанных на религиозной морали, деньги не лежали в подвалах неподвижно, обесцениваясь. Они непрерывно двигались - вкладывались в образование, в изобретения, в бизнесы и в людей, создавая другие деньги – капитал. Чувство денег, понимание их значимости, умение их делать и зарабатывать – одно из главных достоинств еврейского народа, и оно справедливо заслуживает зависть.
Сам Карл Маркс, голодающий коммунист-агитатор, вечно одалживавший деньги у богатых евреев, естественно, и деньги, и евреев ненавидел. Не зарабатывая семье на жизнь, он жил на содержании у Энгельса. Его ненависть к деньгам и собственности, которых у него не было, выразилась в коммунистической утопии - общество без собственности и без денег.
Призрак Марксова безденежного коммунизма, отбирающий собственность и жизни у десятков миллионов людей, захватил Европу, Азию и Африку. Но только в Советском Союзе поколения были воспитаны в страхе к деньгам и в презрении к людям, которые о деньгах думали и заботились. Мы в СССР ненавидели торговлю, создававшую деньги, и, страшно сказать, КАПИТАЛ, который в нормальных странах вкладывался в прогресс и был его мотором.
Люди жили в ожидании прихода коммунистической утопии – той жизни, где ненавидимые ими деньги и торговля исчезнут.
На стотысячных стадионах проклинающий торгашей Евтушенко завывал свой знаменитый стих «Директор хозяйственного магазина»: «…И разве матросы шли с песней на Зимний, чтобы ты властвовал в хозмагазине? … И встанет над миром торгашеским, чуждым Россия с карающим классовым чувством!» Сам он, правда, приторговывал привезёнными из заграницы шубами и работать, жить и умирать поехал в ту самую торгашескую и капиталистическую Америку. (Не возникайте, я помню его «Бабий Яр», «Наследники Сталина» и много о нём хорошего).
Торгашество было чуждо и каралось. Любые торговые операции вне государства были ненавидимы и презираемы обществом. Под давлением возмущённого населения (письмо рабочих завода «Металлист») по личному указанию Хрущева расстреляли в Москве группу молодых фарцовщиков, хотя суд дал им сроки по закону. Уже в 1985 году за самостоятельную торговлю расстреляли пожилого директора продуктовой базы – армянина, кавалера многих орденов, героя войны. Председатели колхозов, заводские инженеры, пытавшиеся наладить какие-то производства и продавать через артели, шли под расстрел за «экономические преступления».
Появилось презрительное слово «спекулянт». То, что купить дешевле в одном месте и продать дороже в другом - одна из основных функций торговли, не приходило в голову фанатам бесприбыльной экономики. За неделю до эмиграции в Гостином Дворе в Ленинграде на моих глазах милиционер задержал матросика, пытавшегося сбыть пластинки, привезённые из загранки. «Да ты больше в жизни в загранку не пойдешь, да ты из тюрьмы не выйдешь!» – отчитывал он вспотевшего со страха мальчика. Тому светила уголовная статья за ту самую спекуляцию, которой немедленно занялась вся Россия во время и после перестройки.
Еврейская традиция учит давать деньги детям. «Ханука гелт» – детям дарят монеты на Хануку. Когда я посещала Любавического Ребе, к нему стояла очередь матерей с детьми за благословением. Он клал каждому ребёнку в ручку доллар, а потом брал эту ручку и они вместе опускали этот доллар в копилку на благотворительность. Благотворительность – конечная цель денег для еврея. Не верите – пройдитесь по Сан-Франциско, не говоря уже про Нью-Йорк. По объектам еврейской благотворительности можно экскурсию проводить. Интересно, что еврейская религия учит уважать деньги и жертвовать на благотворительность, а социалистический атеизм – деньги коллективно грабить и делить поровну.
Первое, что обещали нам в «Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс, –отмена (конфискация) частной собственности. Нормальные люди нажитые тяжёлым трудом собственность и деньги с радостью не отдают - их надо убивать. Мой дедушка-хирург перестал быть социалистом, когда после революции в морг его больницы привезли десятки расстрелянных граждан города - тех, у кого в банке было больше десяти тысяч рублей.
С властью денег жить непросто, но то, что наступает после отмены собственности и отбора денег под дулом пистолета, мы, бывшие советские, уже знаем. Увы, мутантное сумасшедшее марксистское семя в лице Берни Сандерса опять проклинает власть денег и объясняет американской молодежи, что социализм, где все будет бесплатно (как сыр в мышеловке), – светлое будущее всего человечества.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 12