Выходец из ортодоксальной еврейской семьи, Фейхтвангер никогда не изменял своей вере, и когда ему предложили преподавание в Берлинском университете, обусловленной его переходом в христианство, - отказался...
Кроме исторических романов, в которых всегда присутствовала еврейская тема, Фейхтвангер написал несколько острых статей и памфлетов в защиту евреев, которые не вошли ни в одно из его собраний сочинений на русском языке.
Фейхтвангер ранее других увидел опасность антисемитизма и осудил его в блестящем памфлете "Разговоры с Вечным Жидом" впервые опубликованном в Мюнхене в 1920-м году в книге "У рек вавилонских. Почти веселая книжечка для евреев".
В этом памфлете он высмеивает германских патриотов и их абсурдные обвинения евреев во всех бедах человечества, как, например:
"...Не окажи евреи поддержку Колумбу, он не открыл бы Америку, и сифилиса у нас бы не было.
Евреи оказали Колумбу поддержку лишь для того, чтобы таким вероломным образом распространить эпидемию и затем, став врачами, грести деньги лопатами..."
Ведь чем абсурднее обвинение, тем в него скорее верят.
Так во время эпидемии бубонной чумы по оценке папы Климента VI погибло 23 млн. человек, что составляло примерно треть европейского населения в XIV-м веке.
При этом смертность среди евреев была гораздо ниже, чем среди остального населения, и их обвинили в умышленном распространении инфекции и отравлении источников воды и колодцев.
Хотя причина была в другом. Евреи испокон веков соблюдали элементарную гигиену и прикасались к еде и к священным книгам только после омовения рук с помощью специального двуручного ковшика (нетилат ядаим) и употребляли в пищу только кошерное мясо после специальной обработки.
Но это никого не интересовало и они в очередной раз были подвергнуты жестоким погромам.
В брошюре "Задачи еврейства", опубликованной в Париже в 1933-м году, Фейхтвангер даёт своё толкование сущности еврейства:
"...Еврейство - это не раса, не общая земля, не общая форма существования, не общий язык. Это общий образ мышления, общее духовное поведение. Это согласие всех, относящихся к данной группе, "consensus omnium" во всех решающих вопросах. Это согласие, взаимное понимание трехтысячелетней традиции в определении добра и зла, счастья и несчастья, в выборе объектов страстного желания и жгучей ненависти, общее основное мировоззрение, одинаковое понимание Бога и человечности..."
Этот образ мышления, менталитет, не сведен в какую‑либо догму. Еврейству чужды какие бы то ни было догмы, хотя попыток создать их в стихах и прозе достаточно много. Но эти догмы, даже если их создатели и были великими людьми, никогда не могли четко и ясно выразить духовное содержание еврейства.
Этот образ мышления был выражен еще в стародавние времена, в замечательном ответе рабби Гиллеля язычнику, который спросил его о сущности еврейства.
Притча датируется началом христианской эры. Как рассказывает Талмуд, явившийся к суровому еврейскому теологу рабби Шаммаю язычник выразил готовность перейти в иудаизм, если рабби сможет пересказать ему основы иудаизма за время, пока он стоит на одной ноге. Рабби Шаммай прогнал язычника, и тот обратился с тем же к рабби Гиллелю. "Отчего же, можно, - ответил рабби. - Не делай другому то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Вот и всё..."
И ещё.
"...В течение двух с половиной тысяч лет евреев связывает, объединяет только книга - Библия. Вся их сущность - в фанатичной любви к этой книге. Всю свою жизнь, от рождения до смерти, они вели в полном соответствии с этой книгой. Благоговение перед написанным словом, перед литературой стало частью их бытия.
Литературная деятельность, по их мнению, была самой благородной. Невежество, отсутствие литературного образования считались у них самым большим позором. На протяжении двух тысяч лет Божьим законом им предписывалось учиться письму и чтению с самых юных лет.
К великому священному удивлению, их мистическое учение каббала основывается на том, что написанная буква дает человеку силу сохранить свои мысли и чувства в веках, дает ему силы остановить стремительную волну, позволяет дважды войти в одну и ту же воду. Евреи очень рано поняли, и это отличает их от других, что накапливаемый человечеством опыт может быть передан потомкам лишь посредством слова и письма. Это благоговение разума перед литературой является одной из характерных черт еврейского образа мыслей и тем самым еврейского национализма".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев