Как и во всех таинствах Церкви, принимаемых с верой и покаянием, в Крещении также происходит очищение от всех прежних грехов. Но исключительной особенностью этого таинства является то, что верующий в нем получает благодатное семя воссозданного Христом нового человека (Еф. 4:24).
Апостол Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1 Ин. 3:9).
Апостол Петр напоминает христианам, что они — возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Пет. 1:23). (Выражение «слово Божие» содержит в себе два смысла: слово — речь и Слово — Логос‐Христос.)
Преподобный Григорий Синаит писал: «Между тем принятое нами о Христе Иисусе во Святом Крещении не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю. И благоразумие и благодарность требуют позаботиться о том, чтобы открыть его и привесть в явность. <...> Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сему последнему сердечному упражнению и иметь всегда в сердце это одно дело молитвы, безвидно и невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви ко Господу».
Святитель Тихон Задонский уподобляет это семя Христово живой вере: «Вера живая есть дар Божий и есть аки семя некое Божественное, которое на Крещении всякому крещаемому всевается».
Святитель Игнатий Брянчанинов, комментируя слова апостола Павла мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14), называет это семя «зерном» по притче Спасителя (см.: Мк. 4:31): «Здесь разумеется благодать Крещения, насаждаемая в нас при вступлении в сочетание со Христом подобно зерну горчичному» . Это семя Крещения святитель называет Самим Христом: «Святой Исаак (Слова 1 и 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. прп. Марка Подвижника «Слово о Крещении»; Ксанфопулов главы 4, 5 и 7...».
Епископ (впоследствии патриарх) Сергий (Страгородский) говорит о значении этого семени для верующего: «Дальнейшая жизнь человека... состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в Крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста мужа совершенна».
______
Фрагмент книги "Таинство Крещения" https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/tainstvo-kreshcheniy
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев