Супружеская измена подобна кораблекрушению. Этот грех — великая катастрофа. Чаще всего она происходит из-за того, что люди не исполняют элементарных законов духовной жизни: на кого-то посмотрел, с кем-то заговорил, познакомился, проводил до дома… Другое дело, если бы человек пришел на исповедь и сказал: «Я — женат, батюшка, можно я буду вечером провожать секретаршу до дома?». Что ответил бы ему на это священник? Скорее всего, отчитал бы его и прогнал. Но ведь так не бывает. Обычно человек сам принимает решение. Он, как ему кажется, сам знает, что нужно делать, и не нуждается в советах. А закон духовной жизни прост, он не требует особых духовных высот, но требует постоянного внимания: береги себя от того, о чем потом придется жалеть. Чаще всего именно неосторожность, вольность приводят к измене. Лично мне не приходилось слышать о том, чтобы человек попал в незнакомое место, и с ним в одно мгновенье произошла катастрофа. Обычно к измене идут более или менее продолжительно: встречи, цветы, совместные поездки. Нередко жены своим поведением подталкивают мужей ко греху. Хочется куда-нибудь убежать, лишь бы не видеть страшную ревность, не испытывать постоянного притеснения. Если муж только и слышит от жены: «Денег нет, все зарабатывают, а ты ничего не можешь…» — то вывод один: она должна одуматься. По-настоящему укрепляют семью дети. Многодетные семьи почти никогда не распадаются. Стыд перед Богом и людьми удерживает мужа от греха. Молодым супругам надо решаться на подвиг рождения и воспитания многих детей, и тогда в трудах уже не появится ненужных греховных помыслов. Все силы и желания будут уходить только на то, чтобы поддерживать и укреплять жизнь в семье. Тем более в наше нелегкое время.
«А если изменила жена?» — спросит нас читатель. Господь наш Иисус Христос не разделял заповедей для мужчин и для женщин. «Нет уже …мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28), — говорит апостол Павел. И это очень важно для христиан. К упражнениям в духовных добродетелях призываются абсолютно все: и мужчины и женщины, и здоровые и больные, и старые и молодые. Добродетельная жизнь — обязанность каждого христианина, поэтому в грехе супружеской измены всегда повинны двое: мужчина и женщина. Традиционно, с самых ранних времен жизни человека, вина женщины в распаде семьи всегда считалась более тяжким грехом, чем вина мужчины. Женский стыд — это тот особый дар, который Господь дает жене, чтобы она смиряла страсти. Когда она преступает эту Богом данную ограду, то бывает строго наказана. Сама природа оберегает ее от греха для того, чтобы она могла выполнить предназначение жены. В Ветхозаветные времена жен, обличенных в грехе прелюбодеяния, побивали камнями. Вот насколько суровой была кара.
В наше время жизнь женщины сильно изменилась. Мир погряз в соблазнах, и она, как существо более слабое, нередко становится их жертвой. Средства массовой информации, общественные организации призывают женщин вставать в один ряд с мужчинами: зарабатывать деньги, участвовать в политической жизни. Женщины возглавляют фирмы, занимают высокие посты в правительстве, но все это, конечно же, очень и очень далеко от христианского назначения жены. Может быть, многие из них не думают о том, как часто именно увлекательная высокооплачиваемая женская работа становилась причиной распада семьи! Мимолетные встречи, командировки, — все это чревато большими опасностями. У женщины не было и мысли о грехе, но после работы начальник пригласил ее к себе… и произошла трагедия.
Христианская жизнь полна вражеских искушений, и, если есть возможность исключить опасность, надо это сделать. Но в современном обществе все подталкивает человека к нарушению супружеской верности. И когда женщина соблазняется призрачными удовольствиями мира, она попадает под власть падшего духа. Поэтому совет здесь может быть только один: вести как можно более собранную и внимательную жизнь.
Как правило, супружеские измены происходят как некая месть. Согрешил один из супругов, а второй, вместо того, чтобы смириться по-христиански, бросает ответный вызов: «Ты изменил, и я изменю. Неважно с кем, неважно когда, но я тебе отомщу». Если супруги приняли общее решение жить вместе после измены, то простить друг друга, залечить раны — необходимое условие для их дальнейшей жизни. Конечно, о каждом случае всегда надо говорить отдельно. Если измена входит в жизнь и становится обычным делом, то это, безусловно, повод для развода.
Церковь, учитывая немощь человеческого естества, как мы уже говорили, по-разному смотрит на измену со стороны мужчины и на измену со стороны женщины. Только чьей бы ни была измена, рана после нее остается навсегда. Семья — это единое целое. Если брак венчанный, если это союз, который получил Божье благословение, то происходит великая трагедия, когда одна из его частей отделяется от целого. Организм раскалывается на две части. Святые писали, что, когда к мужу приступает блудница и говорит: «Пойдем согрешим», он должен ответить ей такими словами: «Мое тело принадлежит не мне, а моей жене». Такова внутренняя основа брака. Идея нерасторжимости — главное в учении Нового Завета о христианском браке. Брак — это нерасторжимый, святой, непорочный союз. Всего этого не знал Ветхий Завет.
Священник Сергий Николаев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев