«Христианская жизнь подлинна тогда, когда мы более любим крест, а не удовольствие, более любим брань, а не победу… Когда мы, встречая трудности, предаемся молитве, а не размышлениям, когда видим, что благодать более действенна, чем наши старания, когда более желаем умереть и быть со Христом, чем жить без Него» (митр. Николай Месогейский).
Поэтому все подвижники воздерживались от сна, пищи и телесного покоя. Это воздержание у них было неразрывно связанно с воздержанием в словах, мыслях и чувствах. Излишние беседы, особенно словопрения, исключались навсегда. Что касается смехотворства и распущенности, то это запрещалось категорически. Они крайне разрушительны для хранения ума, удержания молитвы и страха Божия. То, что писали Василий и Антоний Великие, Кассиан Римлянин и другие, актуально и сегодня: «Всю суету и измышления оставь», «Всякое – кроме нужды, – излишнее пожелание не допускай», «Спи мало, не одевай дорогой одежды, ешь пищу простую. Нищета есть не что иное, как умеренность во всем, такое состояние, когда довольствуются малым».
Особенно много слов святыми отцами было посвящено телесному посту. «Если хочешь победить страсти – отсеки сласти» (Паисий Величковский), «Сытое чрево не рождает тонкого ума» (Порфирий Кавсокаливит), «Дух Божий не сходит на человека с насыщенным чревом» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Мера поста раз и навсегда определена уставом Василия Великого: «Не выше и не ниже меры». Принцип благоразумной меры не дает возможности проявляться крайностям.
Единого устава поста для всех нет и быть не может. Потому как «у одних тел с другими найдется сколько же различий, как и у железа с деревом» (древние иноческие уставы). Особую важность святые отцы уделяли и уделяют ночной молитве (бдению). Обычно афонский монах разбивает сон на две половины. Половина – до бдения, и половина – после. Для мирян бдение может быть перед рассветом, кто-то может вставать ночью. Но все отцы подчеркивают важность и особое качество именно ночной молитвы.
Мера сна, так же, как и поста, для каждого своя. Эти два подвига связаны между собой. «Кто хочет мало спать, пусть меньше ест, и наоборот». Существует немало святоотеческих поучений, где хранение чрева и хранение очей сводилось в единую общую добродетель спасения. При этом, второе предшествует первому. «Не позволяйте себе без разбора все видеть, все слышать, всего касаться и все есть». Дело в том, что подавляющая часть информации о внешнем мире поступает к нам через зрение. Если не вводить строгую самоцензуру и не подвергать ограничению приток впечатлений извне, то заведомо упраздняется всякая надежда на очищение от страстей. Это равносильно тому, что сушить белье под дождем.
Особое внимание нужно обращать на художественные зрительные образы. Как особенно выразительные и емкие, они надолго и ярко фиксируются в памяти и оказывают разрушительное воздействие на душу. Особенно глубоко в нее западают и ранят натуралистические изображения насилия, страданий, демонстрация агрессивности, а также – эротики и порно. Это наиболее сильные эмоции, от которых травмируется психика. Дискутировать о том, можно или нет православным смотреть фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», может только тот, кто никогда не прикасался к внутреннему деланию, и знаком только с внешней словесной молитвой.
В целом, нужно сказать, что накапливание внутри себя лишних впечатлений вместо созидания тишины и чистоты, необходимых для молитвы, будет создавать лишь дополнительный источник внутреннего шума. Это же касается и любопытства как такового. И вопрос здесь заключается не в том, чтобы контролировать направление своего взгляда, а в том, чтобы внимание ума направлять внутрь себя и более сосредоточиваться на непрестанной молитве.
протоиерей Сергий Успенский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев