История
Миасинская (Азуровская) икона Божией Матери получила свое название от Миасинской обители, находившейся в Армении.
В первые века христианства Миасинская долина, в которой позже был основан монастырь, была густо заселена язычниками. Однако к началу V в., уступая место христианству, язычество почти полностью исчезло с лица земли. По распоряжению государственной власти языческие капища разрушались, а на их месте возводились христианские храмы. Епископ Мелитинский прп. Акакий (память 17 апреля и 15 сентября) пожелал построить в Миасинах храм во имя Пресвятой Богородицы. Последние язычники не могли открыто противостоять епископу, но пытались всячески мешать ему. Несмотря на это, епископ построил храм и торжественно освятил новосозданную церковь. Таким образом, по выражению составителя жития св. Акакия, «идеже кровавые скверные диаволу творяхуся требы, тамо бескровная, чистая нача приноситися Богу жертва, и совершахуся чудеса благодатию Пречистыя Богоматере».
Впоследствии вокруг этого храма возникла обитель, которая также получила название Миасинской. Монастырь располагался на р. Азур, отсюда другое название чудотворной иконы – Азуровская. Главной святыней обители была находящаяся в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Когда и кем она была написана, сведений не сохранилось.
Согласно преданию, когда на Востоке при императоре Льве III Исавре (717–741 гг.) возникла иконоборческая ересь, иноки монастыря, опасаясь уничтожения Миасинской иконы гонителями иконопочитания, погрузили ее в озеро. Когда же в царствование Михаила III (842–867 гг.) было восстановлено иконопочитание, то чудесным образом святая икона совершенно неповрежденной поднялась из глубин озера, где пребывала более ста лет. Обретенная икона была вновь перенесена в тот же монастырь. Произошло это 1 сентября 864 года, в воспоминание чего и установлен праздник «Собор Пресвятой Богородицы в Миасинах», который особенно торжественно проходил в Халкопратийском храме Константинополя.
Иконография первообраза неизвестна. На более поздних ее списках (начиная с XIX века) представлен образ Богородицы «Одигитрии» с Предвечным Младенцем на правой Ее руке. Не сохранилось ни отдельной службы иконе, ни ее описания, ни ее истории. Сведения, дошедшие до нас, очень скудные, большей частью на уровне преданий. Первообраз был утрачен очень давно, до нас дошли его позднейшие копии, которые представляют иконографический тип — Одигитрия с Богомладенцем на правой руке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев