ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
Сведения об этом чудотворном образе запутанны и противоречивы. Нет достоверных сведений и об её иконографии.
Согласно преданию, икона явилась в 1060 г. и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Перед нашествием в 1395 году Тамерлана Елецкая икона была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впоследствии известного как Талицкий острог. «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец».
По перенесении из Талицы Елецкая икона находилась в Елецком Троицком монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории об упразднении Елецкого Троицкого монастыря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую - в Христорождественскую Елецкую церковь». А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь». Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 1840-х - нач. 1850-х годов в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской церкви. Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви.
Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Тамерлана совершался крестный ход из Вознесенского собора в Казанский храм с. Талица, но незадолго до 1899 г. он был отменен (по некоторым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь». На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери. Возможно, совпадение дат привело к подмене Елецкой иконы Казанской, которая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады». Однако в XIX в. именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г.
Елецкую икону, спасенную от нашествия Тамерлана, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери, принесенной 26 августа 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву. Согласно преданию, во сне Тамерлану явилась Пресв. Богородица и он повернул войска вспять.
На период составления основных сборников, содержащих информацию о богородичных иконах, сведения о Елецкой иконе, очевидно, отсутствовали. О соименной Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из книги архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету», впоследствии рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп. Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февраля и 11 января. В начале XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 января указано празднование Елецкой иконе с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февраля. В конце XIX в. появились раздельные публикации о Елецкой и Елецко-Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в современном церковном календаре: день празднования Елецкой иконе зафиксирован под 11 января, Елецкой Черниговской - под 5 февраля.
Поскольку древняя история Елецкой иконы неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие двух икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком». Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон, входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со второй половины XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении иконы в Ельце в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало.
Мнение о связи двух икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования Елецкой иконы - 11 января - соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница...» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 января того же года подарил ее монастырю.
Иконография Елецкой иконы близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом многих русских изводов типа «Умиление».
В церкви прор. Илии во 2-м Обыденском переулке в Москве находится больших размеров икона второй половины XVIII века в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной.
В Елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в., ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери.
Появление в Ельце начиная со второй половины XIX в. посвященных Елецкой иконе храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.
Тропарь, глас 4
Днесь све́тло красу́ется дре́вний град Еле́ц,/ помина́юще сла́вное чу́до Пресвяты́я Богоро́дицы:/ егда́ бо на сто́гнах Первопресто́льныя Москвы́/ ико́ну Ея́ чу́дную лю́дие моско́встии срета́ху,/ тогда́ Сама́, Влады́чице, на горе́ Аргама́чстей во гра́де Ельце́,/ на сре́тение нечести́вому Тамерла́ну изше́дше,/ гро́зное его́ наше́ствие вспять обрати́./ Сего́ ди́внаго явле́ния изображе́ние на новопи́санней ико́не зря́ще/ и Засту́пницу на́шу за вся благодея́ния Ея́ благодаря́ще,/ уми́льно Ей взыва́ем:// и в пре́дняя не оста́ви нас, о Ма́ти Милосе́рдая.
Кондак 1
Избранней от всего рода человеческаго быти вместилищем воплотившагося Сына Божия, Божией Матери же и Деве, миру дольнему небесней заступнице, дерзаем мы, недостойнии и грешнии, воспети акафистное похваление в честь явления Ея во граде Ельце, зовуще:
Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.
Молитва пред иконой Божией Матери Елецкой
О Дево Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение, град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тамо умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас, грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Комментарии 6