3 июня - день памяти Владимирской иконы Божией Матери.
Матерь Божия, Которую мы благоговейно именуем Царицей Небесной, о Которой поем, что Она «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». Ей Господь дал великую милость простирать пред Ним в молитве о нас пречистые Свои руки, даровал особую милость слышания Ее прошений о нас, грешных. О каждом христианине в отдельности, и семьях, и весях, и городах, и целых народах.
Множество свидетельств о Ее помощи хранится в настоящем времени.
Именно в настоящем, потому что все события Ее чудесной помощи и заступления не в историческом прошлом, они с нами, они живут в нас, укрепляют, так же радуют, как и в древности радовали наших предков по вере. И Ее помощь, живая и действенная, всегда с нами.
История нашего Отечества от древних дней помнит великое множество сражений – великих и победных, – в которых решалась историческая судьба России. Эти победы были одержаны и кровью великого множества воинов, и силой изощренного оружия, и мудростью полководцев, среди которых были и прославленные святые.
Но в церковном календаре хранится память о тех победах, которые были одержаны не обыкновенными средствами человеческой силы, но совершились вопреки усилиям человеческим, совершились могуществом Божиим.
И первое чудо Господа – это призыв нас к милости прежде всего к самим себе, призыв к покаянию. Как и на заре христианства, Он кротко обращается к каждому из нас: «Что же ты гонишь Меня?» И нам надо только смиренно вопросить, как тогда вопросил святой апостол Павел: «Кто Ты, Господи?» И получить ответ: «Трудно тебе идти против Меня. Сила Моя в немощи совершается».
«Сила Моя в немощи совершается». Это великий закон духовной жизни, и слова эти относятся не к телесной немощи, а к немощи человеческого упрямства, самоуверенности, самонадеянности, гордости. И хотя поначалу эта сила человеческая, как кажется, и горы может переставлять, и реки поворачивать, и народы порабощать, но в основе ее лежит отвержение всякой помощи Божией. А Бог гордым противится и только смиренным дает благодать.
И тогда, когда в запасе человеческих средств не остается уже ничего, человек смиренно падает на колени пред Господом и вопиет о помощи.
Так было и в 1521 году на Руси. Уже позади и бегство Тамерлана, и противостояние на Угре, позади века унизительного заискивания пред сильными соседями, века униженного стояния на коленях. Москва уже не малое княжество, на которое можно совершить безнаказанный набег. Московский князь уже возвышен и даже признан в Европе «кесарем» – то есть равным собратом других государей. Покой границ, пусть не очень стабильный, укреплен надеждой на договоры и со Священной Римской империей, и с Литвой, и с Казанским ханством. Уже готовы прозвучать и слова, которые нам теперь хорошо знакомы: «Москва – третий Рим», слова, заявляющие о праве наследия новорожденным государством на славу, силу и христианское благочестие Византийской империи.
И вот – внезапная беда.
Происками польской короны поднимается Крымское ханство в союзе с Казанским на Русь. При Оке русское войско разбито. Враг подошел к стенам города. Великий князь Василий в Волоколамске собирает войско, а в беззащитной Москве митрополит Варлаам вместе с жителями усердно молится об избавлении от гибели.
И каков был ответ на эту молитву?
Слепой телесными очами, но зрячей духовно инокине одного из монастырей Кремля открылось, как из Спасских ворот Кремля, покидая его, выходили Московские святители, сами некогда немало трудившиеся в этом граде. Они уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери – символ молитвенного покрова Пресвятой Богородицы.
Почему был таким ответ на молитву?
Потому, что духовные и нравственные представления общества о себе не всегда соответствуют истинному. Потому, что заповедь хранить благочестие так, как делали это равноапостольные император Константин, память которого вспоминается сегодня Церковью, и великий князь Владимир, 1000-летие преставления которого отмечается в этом году, обернулась усердием не столько христианским, сколько политическим, размах которого увлек к земному стяжанию.
Так, каждый раз, когда мы согрешаем, стены нашего телесного града оставляет благодать Божия.
Но в тот тяжкий год не осталась забытой земля Русская.
У врат скорбное шествие встретили великие молитвенники Святой Руси – преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и слезами умолили Владычицу не оставлять Москвы. После молитвы о прощении и избавлении Москвы от врагов святители возвратились в Кремль и внесли обратно святую Владимирскую икону.
Москва была спасена: Махмет-Гирей бежал.
Так свидетельство человеческой беспомощности стало свидетельством милости и силы Божией.
По молитвам Заступницы Небесной люди были спасены, а память об этом дне благодарно сохранена для назидания потомкам в сегодняшнем празднике.
Такова сила молитвенной помощи Матери Божией.
Как стяжала Она эту благодать?
О том, какой была Пречистая Дева в дни земной жизни, мы знаем немного.
Евангелие мало говорит о Матери Господа нашего. Благовещение, Рождество и вот уже страшные дни страданий Ее Сына. Эти сведения как бы обнимают всё повествование о земной жизни Ее Божественного Сына. Но есть одно свидетельство о Богородице, удивительное и непривычное, о котором пишет апостол Матфей и которое не должно ускользнуть от нашего внимания.
Однажды, когда Господь говорил к народу, некто сказал Ему: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою».
Что же ответил Сын Человеческий?
«Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Тот, кто будет исполнять волю Отца Небесного, тот брат, и сестра, и матерь Господни» (см.: Мф. 12: 46–50).
Как понять это?
Святой Иоанн Златоуст вот что говорит: без добродетели всё бесполезно. И возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения, нет смирения и верности заповедям Божиим. «И знайте большее, – продолжает великий учитель Церкви, – без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве, и родить этот дивный Плод». Но Матерь Христа Спасителя нашего первая исполнила всё должное, явила полноту послушания, сказав: «Да будет Мне по глаголу Твоему».
И Она была не вне, но всегда со Своим Сыном – и у Креста, и ныне, – держа Его на Своих руках.
Толкование святого Иоанна Златоуста к нам всем применимо, особо же в этот день к нашим дорогим выпускникам духовной семинарии, разделявшим вместе с братией и праздники, и посты в обители в честь Пресвятой Богородицы. Пусть хранит нас Матерь Божия, будет нам Помощницей, Доброй и Благой Путеводительницей на всех жизненных дорогах, чтобы мы обновлялись на путях жизни не внешними и привлекательными переменами, но вечной новизной Духа Святого и Животворящего, обновляющего и сердце, и дух.
Святый Душе, происходяй от Бога, святость всем нам подаждь, в Тя верующим, молитвами всех святых и первой нашей Молитвенницы и Заступницы Преблагословенной Богородицы.
Иеромонах Никон (Париманчук)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1