Поминание бывает двух видов.
Первый из них – поминание имен и атрибутов Господа, восславление Его ими, Очищение Его от всего того, что не подобает Ему. Он тоже подразделяется на два вида.
Первый из них – восславление поминающим Его имен. Этот вид упомянут в хадисах, как, например: «Свят Аллах и хвала Аллаху и нет божества, кроме Аллаха и Аллах велик, свят Аллах и хвала Ему, нет божества, кроме Аллаха, Единственного, нет Ему сотоварищей. Только Ему принадлежит власть и хвала и Он на каждую вещь мощен».
Лучший вариант подобного поминания – это когда в нем соединяются воедино и обобщаются слова восхваления. Например, слова: «Свят Аллах, столько раз, сколько существует Его творений», предпочтительнее, нежели простое произношение «Свят Аллах». Слова «Слава Аллаху, столько, сколько Он создал на небе, на земле и что между ними, столько, скольким существам Он Творец», лучше, чем простое: «Слава Аллаху».
📚 Привел Муслим.
В хадисе от Джувейрии[одна из жён посланника Аллаха ] передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «После тебя я сказал по три раза четыре фразы, если взвесить их, то они бы перевесили то, что ты сказала за сегодняшний день из поминания Аллаха. Эти слова: « Свят Аллах и хвала Ему, столько, сколько существует Его созданий, свят Аллах, столько раз, сколько Ему будет угодно, пусть вес этих славословий будет равен весу Его трона, а их количество будет равно числу Его слов»
📚[Муслим 2726].
В сборниках Тирмизи и Абу Дауда со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, передается, что (как-то раз) он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, зашёл к одной женщине, которая поминала Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки (или: мелкие камешки). (Увидев это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче и лучше). (Говори): «Слава Аллаху по числу Его творений в небесах, и слава Аллаху по числу Его творений на земле, и слава Аллаху по числу (Его творений) между небом и землёй, и слава Аллаху по числу (всего) того, что Он (создал и создаст)» (Субхана-Ллахи 'адада ма халяка фи-с-сама'и, ва субхана-Ллахи 'адада ма халяка фи-ль-арди, ва субхана-Ллахи 'ад¬ада ма байна заликя, ва субхана-Ллахи 'адада ма хува Халикун), – (и то же самое говори) о словах «Аллах Велик» (Аллаху Акбар), «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллахи), «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллаху) и «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха» (Ля хауля ва ля кувватта илля би-Ллахи)
📚[Абу Дауд 1500].
Второй вид – поминание Всевышнего, в виде сообщения о том, в чем выражаются Его имена и атрибуты. Как, например, когда вы говорите, что Аллах слышит голоса своих рабов, видит их движения, ничто из их дел не скрыто от Него, то что Он добрее к ним, чем их родители к ним, то что Он на всякую вещь мощен, то что при покаянии раба, Он радуется больше человека потерявшего своего верблюда, в безжизненной пустыне, на котором была его провизия, а потом нашедшего его.
Лучший способ подобного поминания – восславление Его тем, чем Он вос-хвалил самого Себя или тем, чем восхвалил Его посланник Аллаха, без искажений этих слов, без их отрицания, уподобления и сравнивания с чем-то или кем-то. Этот вид зикра подразделяется на три вида, на хвалу, восславление и возвеличивание.
Хвала Всевышнего – это сообщение о Его совершенных атрибутах с любовью и довольством. Нельзя назвать молчащего влюбленного хвалящим, также как и того, кто восхваляет Его, не испытывая к Нему чувства любви. Только при совокупности всего этого, то есть произнесения слов хвальбы и чувства любви, получается хвала в истинном смысле этого слова.
Восславление же – это перечисление Его восхваляемых черт, одну задругой. Если восхваляются атрибуты славы, величия, возвышенности и владычества, то это называется – возвеличиванием. Всевышний Аллах соединил все три вида в начале суры «Открывающая» и когда раб произносит: «Хвала Аллаху Господу миров», Аллах говорит: «Раб Мой восхвалил Меня». Когда он говорит: «Милостивый, Милосердный», то Он отвечает: «Раб Мой восславил Меня». Когда же он говорит: «Царь Судного Дня», Он отвечает: « Раб Мой возвеличил Меня»
📚 [Муслим 395].
Второй вид зикра: поминание Его приказов, запретов и законов. Оно бывает двух видов:
Первое из них – когда поминаешь Его, сообщая, что Он приказал то-то, запретил от того-то, любит это, гневается тем-то, доволен этим. Второй вид – когда поминаешь Его, когда пришел приказ от Него и спешишь выполнить его и когда, услышав запрет, бежишь от него. Знать наизусть приказы и запреты – это одно, помнить Его при них – совершенно другое. Совокупность всех вышеперечисленных видов для поминающего – лучший, славнейший и наиполезнейший зикр.
Также к зикру Аллаха относится поминание Его милостей, добра, благодеяний и помощи, случаев, когда Он удостаивал кого-то чем-то. Таким образом, получается пять видов поминания Всевышнего Аллаха. Наилучший способ совершения поминания – это когда одновременно задействованы сердце и язык. После нее идет зикр сердцем, это второй способ. Третий – поминание Всевышнего одним лишь языком.
Поминание сердцем лучше, чем зикр языком, так как поминание сердцем плодоносит познанием, порождает любовь, вызывает скромность, пробуждает страх, приводит к самоконтролю, отталкивает от проявления нерадивости в подчинение и пренебрежения грехами и проступками. Поминание одним лишь языком не оказывает такого влияния, если у него и есть благие последствия, они очень незначительны.
📚 Ибн аль-Каййим аль-Джаузи (Благодатный дождь прекрасных слов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7