Великий отец Церкви, святитель Иоанн Златоуст выделил два рода оснований, побуждающих человека совершать милостыню: религиозные и гуманные (общечеловеческие).
Религиозная основа, позволяющая к сотворению милостыни исходит из Божественной воли и ожидания дающего, грядущей награды Господа. Божественная воля, по утверждению Златоуста, предполагает следующее содержание: во-первых, творить милостыню есть долг христианина, потому что это — Божья заповедь, Его воля. «Всякое доброе дело надо делать, имея в виду не царство, а волю Божью, которая больше всякого Царства».
Исполнение Божьей воли является величайшим благом для христианина, его священным долгом. Христианин, творящий милостыню, служит Богу, исполняя Его повеления. Таким образом, Иоанн Златоуст утверждал абсолютное обязывающее значение Божьей воли для совести верующих. В согласии с Божественной заповедью, милостыне принадлежит наиболее значимое место среди человеческих добродетелей. Во-вторых, наделяя неимущих деньгами, христианин возвращает свой долг Богу, являясь в данном случае «верным домоправителем». В-третьих, оказывая благодеяние неимущему, дающий оказывает милость Самому Христу, приходящему к людям в образе нищих, просящих помощи и сострадания.
Ожидание дающего грядущей награды Господа предполагает также достаточно сложную мотивацию: во-первых, по мнению Златоуста, ожидание грядущей награды за подаяние совмещает в себе одновременно и основание долга к сотворению милостыни с побуждением к милостыне.
Во-вторых, в Беседе XXI на 1. Кор. Златоуст утверждает: «Бог предписал заповедь о милостыне не столько для бедных, сколько для самих подающих». Иоанн убеждает донатора самому исчислить выгоду от своего благодеяния, «...если тебе тяжело будет подать нищему, то ты не останавливайся мыслию над издержкой, а тотчас же представь себе жатву от этого сеяния».
В-третьих, ожидание награды за свершение милостыни не противоречит Божьей воле, подразумевающей наше благо. «Бог предписал заповедь о милостыне не столько для бедных, сколько для самих подающих».
Иоанн утверждает так же принцип двойной милостыни. Польза от милостыни одинаково распространяется и на получателя, и на дающего. Показывает, что и тот, и другой имеют благо от подаяния.
Иоанн выделяет два религиозных основания к сотворению милостыни: первым религиозным основанием является Божья воля, требующая от людей сострадательного отношения к неимущим. Вторым религиозным основанием Иоанн называет - вечное благо, связанное с исполнением этой Божественной воли. Иоанн обосновывает долг каждого христианина творить милостыню и побуждает своих пасомых и нас к этому, основываясь на любви к Христу.
Проявление жестокосердия к бедствующим Златоуст характеризует, даже как предательство по отношению к Христу. Единственным гуманным основанием к сотворению милостыни является свойственное человеку, естественное чувство любви и сострадания к нуждающемуся собрату. Гуманное основание к сотворению милости укореняется в осознании жизненной неправды, проявляющейся, по мнению Златоуста, в имущественном неравенстве. Восстановление попранной правды. Златоуст видит это в щедрой милостыне, которая избавляет нуждающихся от страданий бедности.
Иоанн выделяет два рода гуманных побуждений к милостыне: во-первых, милостыня понимается Златоустом как человеческий долг. Каждый имеющий благо и не желающий разделить его с нуждающимся есть похититель, поскольку идеалом устроения человеческого общежития является имущественное равенство. По мнению Иоанна, отказ от подачи милостыни есть вид похищения. Святитель раскрывает для нас, что не уделять из своего имущества - есть то же похищение. Объясняя далее, что когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями.
Во-вторых, по мнению Златоуста, всякому человеку, сохранившему человеческий образ, свойственна природная сострадательность. Благодаря природной сострадательности человек не может безучастно отнестись к горю и нужде своих собратьев. Природная сострадательность побуждается любовью к страдающим. Эта любовь служит утешением естественной скорби дающего, возникающей даже от одного вида страдающих собратьев.
Чтобы ничего не пропустить, предлагаю вам подписаться на рассылку. https://vk.com/app5898182_-130282932#s=1687055 Позитивный Батюшка Священник Антоний Русакевич
В сообщения сообщества вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.
Сохраните себе мой номер и пишите в Telegram, WhatsApp, Viber
--> +79607070527
Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев