Один из самых частых ответов на вопрос, что отличает человека от животных – мораль и нравственность. Откуда берется эта обитающая где-то в области сердца способность различать добро и зло, «нравственный закон внутри нас», которому удивлялся Кант?
Ответ еще недавно казался очевидным — конечно же, его сформировала культура, противостоящая нашему звериному началу.
Для европейской культурной традиции наша душа — арена вечной борьбы между телом и духом, природой и воспитанием, низменными инстинктами и волей, животными страстями и нравственными идеалами.
Одним словом, животное – плохое, культурное – хорошее.
Недоверие к «звериной натуре» разделяли и ученые, ведь в мире живой природы бал правит жестокая борьба за существование, в которой выживают самые сильные и бесцеремонные.
Таково было общее мнение до исследований Франса де Вааля.
Вот что он видел, изучая обезьянью жизнь: «Добрые поступки совершаются спонтанно, без участия экспериментаторов. Так, старая самка Пеони живет вместе с другими шимпанзе в открытом вольере. Когда из-за приступов артрита у нее возникают проблемы с ходьбой и лазанием, ей всегда готовы помочь другие самки. Пыхтя и отдуваясь, старушка медленно взбирается на помост, где на сеанс взаимного вычесывания уже собралось несколько обезьян. При этом какая-нибудь самка помоложе (не родственница) терпеливо лезет вслед за ней, с силой подталкивая ее руками под объемистый зад передними конечностями вверх.
Нам случалось также наблюдать, как Пеони с трудом поднимается и медленно ковыляет к крану с водой, расположенному довольно далеко. Иногда более молодые самки обгоняют ее, набирают в рот воду, а затем возвращаются и поят старушку: Пеони с готовностью открывает рот пошире, а молодая самка переливает ей прямо туда струю воды.
Подобные наблюдения дополняют фактами научную область, которая занимается изучением сочувствия у животных – не только у приматов, но и у собак, или слонов, - даже у грызунов.
Типичный пример — то, как шимпанзе утешают расстроенных товарок объятиями и поцелуями - нам удалось зафиксировать тысячи таких случаев.
Млекопитающие вообще чувствительны к эмоциям друг друга и всегда реагируют на тех сородичей, кто нуждается в поддержке.
Именно поэтому человек так часто приводит в свой дом пушистых плотоядных, а не, скажем, игуан или черепах. Они дарят привязанность и нуждаются в ответных чувствах, они отзываются на наше настроение так же, как мы отзываемся на их эмоции».
Шимпанзе не только ухаживают за стариками, но и делятся едой друг с другом, причем не из страха — самыми щедрыми оказываются доминантные обезьяны.
Вот шимпанзе дают возможность выбрать между синим и красным жетонами. Выберет красный — угощение получит только она, выберет синий — такое же принесут и обезьяне в соседней клетке. Обезьяны быстро учатся делать альтруистический выбор, наказывая своих собратьев, лишь если те пытаются угрожать.
Приматы запоминают тех, кто оказал им услугу, и стараются отплатить тем же.
Обезьяны чувствуют несправедливость: капуцин рад огурцу, который ему дают в награду за выполнение задания, но видя, как сосед за то же задание получает виноград, он бросает огурцом в экспериментатора и всячески выражает возмущение.
Когда эксперимент повторили, многие другие обезьяны отказались от винограда, видя, как соседке дали жалкий огурец.
Из журнала "Кот Шрёдингера"
#GoodGhost
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3