Великолепное Абрамцево. Часть IV. Архитектурно-храмовая
«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню.
Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло.
В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке.
Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов», – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Елена Поленова.
Елена Дмитриевна Поле́нова (1850 - 1898) — русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Младшая сестра живописца Василия Поленова.
Создание усадебной церкви стало одной из ярких страниц жизни Мамонтовского художественного кружка. Художники изучали книги по истории зодчества, затем ездили по древним русским городам, знакомясь с памятниками архитектуры, выбирая образец для проекта. В итоге, по предложению Василия Поленова, прообразом абрамцевской церкви стал новгородский храм Спаса на Нередице 12 века.
Архитектор Павел Самарин разработал проект по рисункам Виктора Васнецова и Василия Поленова. Строительные работы начались в конце мая 1881 г.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры, - одно из ранних сооружений национально-романтического направления русского модерна.
Виктор Васнецов вспоминал:
«Все мы, художники – Поленов, Репин, я, – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»
К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Глава храма покоится на массивном барабане, венчая четырехскатную кровлю.
Вход-портал в главном, западном, фасаде выполнен в виде звонницы.
С восточной, алтарной, стороны построены три полукруглых апсиды - характерные элементы древнерусского зодчества.
В южном фасаде два окна: тройное и небольшое полуовальное.
Стены укреплены контрфорсами - наклонными подпорами.
В 1981 году с северной стороны по проекту Виктора Васнецова к церкви была пристроена часовня. Она возведена над могилой молодого художника Андрея Мамонтова (1869 – 1891), сына Саввы Мамонтова.
Его творчество практически не ивестно широкой ублике, зато хорошо известно лицо, ведь Андрей Саввич послужил моделью к образу Алеши Поповича для картины Виктора Васнецова «Богатыри».
Позднее у стен церкви были погребены Вера Саввична Мамонтова (в замужестве Самарина), та самая "Девочка с персиками" Валентина Серова, ее сын Сережа Самарин, Елизавета Григорьевна Мамонтова - культурный и общественный деятель, благотворительница, одна из основательниц Абрамцевского художественного кружка, собирательница предметов народного искусства, супруга Саввы Мамонтова, и сам Савва Иванович Мамонтов.
Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами.
Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придающий мощному барабану впечатление легкости.
Позднее над входом было помещено керамическое изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова,
а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е).
Изразцы часовни и церкви выполнены Абрамцевской керамической мастерской по эскизам Михаила Врубеля и Андрея Мамонтова.
В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала Василию Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.
Необычен набор икон для верхнего ряда правого яруса, куда вошли изображения канонизированных исторических деятелей Древней Руси: св. великомученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья (автор - Илья Репин); св. равноапостольные Кирилл и Мефодий; св. равноапостольная княгиня Ольга (Василий Поленов); св. равноапостольный Великий князь Владимир (Виктор Васенцов); преподобный Алипий Иконописец; преподобный Нестор-летописец (В.асилий Поленов) и св. Алексий, Митрополит Московский (Виктор Васенцов).
Спас Нерукотворный (Илья Репин) и преподобный Сергей Радонежский (Виктор Васнецов).
Благовещение (Поленов) и Спас Нерукотворный (Репин).
Николай Чудотворец (Николай Неврев) и Богоматерь (Виктор Васенцов).
Если хорошенько присмотреться (особенно через сильную оптику), то в навершии иконостаса можно разглядеть изображения св. мученицы Александры, Тайной вечери и св. мученика Всеволода кисти Василия Поленова
Иконы традиционного письма: Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Воскресенье Христово (верхний ряд, слева направо). Нижний ряд, слева направо: Воздвижение креста Господня, Святая троица, Распятие Христово, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне.
Росписи оконных ниш выполнены по эскизам Андрея Мамонтова.
Над царскими вратами приоткрыта занавеса, и в алтаре виден оконный витраж, сделанный по эскизу Саввы Мамонтова.
На северной стене – Крест из песчаника с барельефом головы Иоанна Крестителя работы Марка Антокольского.
Ближе к западной стене – окно в часовню, где похоронен Андрей Мамонтов.
На южной стене – икона работы Елены Поленовой «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом». А также иконы из собрания музея в киотах Абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Мозаичный пол выполнен по рисунку Виктора Васнецова.
В 1892 году поставлена печь, выполненная по эскизам Михаила Врубеля.
Именно в этот период Врубель писал из Абрамцева: «…слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать».
Церковь Спаса Нерукотворного Образа была вновь освящена в 1993 году и в настоящее время является действующей. Службы (5 праздничных и 5 поминальных) проходят по большим религиозным праздникам и памятным датам семей Аксаковых и Мамонтовых.
Если вы смотрели в детстве советские киносказки - а вы их, конечно, смотрели, - то в Старице вас будет не покидать ощущение, что вы попали в одну из таких сказок. Но, как это ни удивительно, в этом дивном городке (около 7 тыс. жителей) проходили только съёмки многих сцен фильма Ролана Быкова «Чучело» в 1983 году. Город основан в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем как крепость на реке Старице - левом притоке Волги.
«Срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову, на Старице," - говорилось в Тверской летописи.
В Средние века Старица не раз переходила из одного княжества в другое. В 1391 году вокруг городской крепости был устроен новый защитный ров длин
Вы знаете, друзья, что красной нитью через все наши публикации проходит призыв: путешествовать нужно самостоятельно, где только это возможно! Да, нужно потратить некоторое время на поиск информации и подготовку, но это всегда, я почеркиваю - всегда - окупается сторицей. И вот вам самый свежий пример о туре выходного дня. В минувшую субботу, 29 июня, съездили во Фролищи (Володарский р-н Нижегородской области) на ХI Межрегиональный фестиваль народной культуры «Фролищенские гостёбы».
Усадьба расположена в Торжокском районе Тверской области, на берегу реки Тверцы, близ деревни Василёво. Усадьба принадлежала тверскому дворянину Львову, для которого в конце 18 века его дальний родственник, знаменитый архитектор, уроженец Тверской губернии Николай Львов (1753–1803) создал архитектурно-парковый комплекс. Главный дом усадьбы не сохранился (сгорел еще в 19 веке). Барские покои переместились в хозяйственный корпус. Он примыкал к оранжерее, в которой выращивали персики и сливы-ренклоды, а также проживали около двух десятков павлинов. Отрегулярной парковой частипоместья сохранилась великолепная липовая аллея, шедшая к главному дому ус
Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты (1508-1570) в Александровской слободе
Распятская церковь-колокольня высотой 56 метров была возведена при Иване Грозном в 1571 году, сразу после новгородского погрома. Во время реставрации колокольни, проведённой в 1945 году, выяснилось, что построенный ранее на этом месте храм был обложен дополнительной кладкой и надстроен. В толще стены реставраторы обнаружили заложенные горизонтальные профильные тяги и наличники. Исследователи выяснили, что храм-предшественник, освящённый во имя святителя Алексия, митрополита Московского, относился к временам Василия III. Эту небольшую восьмиугольную церковь (со стороной не более четырёх метров) при Ив
Гостиный двор - это визитно-гостевой центрТобольского Кремля. Тут и мини-отель с номерами, стилизованными под эпоху Петра I, и прекрасный Музей сибирского предпринимательства, и Крапивная мастерская, и Палаты Сибирского Воеводы, а также кафе «Поварня» и сувенирные лавки «Торговые ряды». Крапивная мастерская «Трава-огонь» знакомит с уникальным сибирским промыслом — созданием холста из крапивы. Это ремесло имело широкое распространение у северных народов Сибири, но с развитием фабричного производства было забыто. В Мастерской можно увидеть уникальную коллекцию изделий из крапивного полотна, привезенную из северных экспедиций более 100 лет назад. Узнать, каки
23 августа 1839 года на мысе Чукман был торжественно открыт памятник атаману Ермаку. Распоряжение о строительстве памятника было дано Николаем I в ознаменование 250-летия присоединения Сибири. Проект был разработан академиком архитектуры Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова, но воплощение его в жизнь затянулось. Только в 1830 году на Горнощитском мраморном заводе под Екатеринбургом приступили к изготовлению обелиска. Эта работа длилась несколько лет, и наконец в декабре 1835 года санный поезд из четырехсот лошадей доставил в Тобольск подготовленные части памятника. Но лишь через два года инженер Биркин взялся установить памятник. Место дл
Комментарии 1