Великолепное Абрамцево. Часть II. Меценатско-художественная
11 лет спустя после смерти С.Т. Аксакова, в 1870 г.оду, железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель и меценат Савва Иванович Мамонтов купил усадьбу Абрамцево у дочери Сергея Тимофеевича. С этого момента начался ярчайший художественный этап в жизни усадьбы.
Савва Иванович Мамонтов (1841–1918), выходец из старинной купеческой семьи, родился в г.ороде Ялуторовске Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Его отец, Иван Федорович Мамонтов (1802–1869), основал акционерное общество, которое проложило Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Предприниматель по профессии, С. И. Мамонтов был художником по призванию: его чрезвычайно интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме.
С.И. Мамонтов. Фото из Усадебного дома.
В 1865 г. Савва Мамонтов женился по взаимной любви на Елизавете Григорьевне Сапожниковой (1847–1908), также происходившей из старинной купеческой семьи, владевшей ткацкими фабриками.
Девушка получила хорошее домашнее образование: она музицировала, интересовалась литературой и искусством.
Между прочим, ее двоюродным братом с материнской стороны был режиссёр Константин Станиславский (Алексеев).
Брак был счастливым. У Мамонтовых родилось пятеро детей: Сергей (1867–1915), Андрей (1869–1891), Всеволод (1870–1951), Вера (1875–1907) и Александра (1878–1952). Интересно, что из первых букв их имен складывается имя отца – САВВА.
Лица Андрея и Веры хорошо знакомы нам по картинам Виктора Васнецова "Богатыри" (Алеша Попович) и Валентина Серова ("Девочка с персиками").
Елизавета Григорьевна Мамонтова поддерживала художественно-музыкальные проекты мужа и стремилась создать тёплую, доброжелательную атмосферу для тех представителей творческого сообщества, что приходили к Савве в особняк на Садовой-Спасской в Москве или гостили в их усадьбе Абрамцево.
Художник Михаил Нестеров в своих воспоминаниях писал:
"В Абрамцеве меня пленял не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг неё. Там было чему поучиться, и я жадно впитывал всё, что давала жизнь в Абрамцеве. <…> Чудная мать, заботливая хозяйка… друг меньшой братии с прекрасной инициативой в области просвещения и прикладных искусств."
Справа - портрет Е.Г. Мамонтовой кисти Виктора Васнецова (1883г.)
А художник Валентин Серов, привезенный в Абрамцево ребенком, считал Елизавету Григорьевну Мамонтову своей второй матерью.
В кабинете Елизаветы Григорьевны Мамонтовой
При Мамонтове здесь гостили и творили скульптор Марк Антокольский, живописцы Василий и Елена Поленовы, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Илья Репин, Илья Остроухов, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Михаил Врубель и другие художники.
Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как "Абрамцевский художественный кружок". Участники кружка создавали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, собирали предметы крестьянского быта, ставили и оформляли любительские спектакли. Вот некоторые экспонаты из удивительной коллекции, собранной художниками на русском Севере:
Виктор Васнецов написал в Абрамцеве одну из самых знаменитых своих картин - "Алёнушка". Сама картина (справа) экспонируется в Третьяковской галерее, а ее эскиз (слева) находится в Абрамцево. Как говорится, найдите 10 различий:
В столовой усадебного дома сохраняется та обстановка, что запечатлена на картине Валентина Серова "Девочка с персиками" (1887 г.), для которой мастеру позировала 11-летняя Вера Мамонтова. Изображённый за правым плечом девочки деревянный гренадер (слева от окна, под стеклом ) был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре, фигурку раскрасил сам Серов.
Основанные в Абрамцеве столярно-резчицкая и керамическая мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики. Ах, какими чудесными изразцами, произведенными в мастерской Врубеля, облицованы все печи и камины!
С удовольствием приезжали сюда музыканты и артисты. Кстати, Федор Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в Москве в 1896 - 1899 гг, и за эти четыре сезона приобрёл широкую известность.
Федор Шаляпин в роли Олоферна
Мамонтовы просили своих гостей расписываться на суконной скатерти, и позднее Елизавета Григорьевна вышила эти автографы шелковыми нитками.
Мы тоже не смогли удержаться от соблазна отразиться в зеркале, которое помнит стольких блистательных мастеров.
После Октябрьской революции усадьба Абрамцево была национализирована и превращена в музей. Днём его рождения считается 10 октября 1918 г., когда Александре Саввишне Мамонтовой (Савва Иванович скончался 6 апреля) была выдана Охранная грамота Наркомпроса. Но художественные традиции Мамонтовского кружка не прервались. В 20 веке в Абрамцеве жили и работали художники Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Илья Машков, скульпторы Вера Мухина, Борис Королев и многие другие представители творческих профессий. #Московская_область_пр#Абрамцево_пр#история_пр#музеи_пр
Если вы смотрели в детстве советские киносказки - а вы их, конечно, смотрели, - то в Старице вас будет не покидать ощущение, что вы попали в одну из таких сказок. Но, как это ни удивительно, в этом дивном городке (около 7 тыс. жителей) проходили только съёмки многих сцен фильма Ролана Быкова «Чучело» в 1983 году. Город основан в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем как крепость на реке Старице - левом притоке Волги.
«Срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову, на Старице," - говорилось в Тверской летописи.
В Средние века Старица не раз переходила из одного княжества в другое. В 1391 году вокруг городской крепости был устроен новый защитный ров длин
Вы знаете, друзья, что красной нитью через все наши публикации проходит призыв: путешествовать нужно самостоятельно, где только это возможно! Да, нужно потратить некоторое время на поиск информации и подготовку, но это всегда, я почеркиваю - всегда - окупается сторицей. И вот вам самый свежий пример о туре выходного дня. В минувшую субботу, 29 июня, съездили во Фролищи (Володарский р-н Нижегородской области) на ХI Межрегиональный фестиваль народной культуры «Фролищенские гостёбы».
Усадьба расположена в Торжокском районе Тверской области, на берегу реки Тверцы, близ деревни Василёво. Усадьба принадлежала тверскому дворянину Львову, для которого в конце 18 века его дальний родственник, знаменитый архитектор, уроженец Тверской губернии Николай Львов (1753–1803) создал архитектурно-парковый комплекс. Главный дом усадьбы не сохранился (сгорел еще в 19 веке). Барские покои переместились в хозяйственный корпус. Он примыкал к оранжерее, в которой выращивали персики и сливы-ренклоды, а также проживали около двух десятков павлинов. Отрегулярной парковой частипоместья сохранилась великолепная липовая аллея, шедшая к главному дому ус
Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты (1508-1570) в Александровской слободе
Распятская церковь-колокольня высотой 56 метров была возведена при Иване Грозном в 1571 году, сразу после новгородского погрома. Во время реставрации колокольни, проведённой в 1945 году, выяснилось, что построенный ранее на этом месте храм был обложен дополнительной кладкой и надстроен. В толще стены реставраторы обнаружили заложенные горизонтальные профильные тяги и наличники. Исследователи выяснили, что храм-предшественник, освящённый во имя святителя Алексия, митрополита Московского, относился к временам Василия III. Эту небольшую восьмиугольную церковь (со стороной не более четырёх метров) при Ив
Гостиный двор - это визитно-гостевой центрТобольского Кремля. Тут и мини-отель с номерами, стилизованными под эпоху Петра I, и прекрасный Музей сибирского предпринимательства, и Крапивная мастерская, и Палаты Сибирского Воеводы, а также кафе «Поварня» и сувенирные лавки «Торговые ряды». Крапивная мастерская «Трава-огонь» знакомит с уникальным сибирским промыслом — созданием холста из крапивы. Это ремесло имело широкое распространение у северных народов Сибири, но с развитием фабричного производства было забыто. В Мастерской можно увидеть уникальную коллекцию изделий из крапивного полотна, привезенную из северных экспедиций более 100 лет назад. Узнать, каки
23 августа 1839 года на мысе Чукман был торжественно открыт памятник атаману Ермаку. Распоряжение о строительстве памятника было дано Николаем I в ознаменование 250-летия присоединения Сибири. Проект был разработан академиком архитектуры Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова, но воплощение его в жизнь затянулось. Только в 1830 году на Горнощитском мраморном заводе под Екатеринбургом приступили к изготовлению обелиска. Эта работа длилась несколько лет, и наконец в декабре 1835 года санный поезд из четырехсот лошадей доставил в Тобольск подготовленные части памятника. Но лишь через два года инженер Биркин взялся установить памятник. Место дл
Комментарии 4