Гороховец во Владимирской области – единственный русский город, почти полностью сохранивший свой средневековый облик.
В городе сохранилось семь каменных гражданских построек конца XVII — начала XVIII веков из двадцати имеющихся в России, то есть одна треть! Неудивительно, что исторический центр Гороховца взят под эгиду ЮНЕСКО. Случай в нашей истории поистине уникальный, ибо ни один храм Гороховца, ни один исторический дом не был после революции разрушен. И за это низкий поклон действительному члену Императорской академии художеств Игорю Эммануиловичу Грабарю, который был ключевой фигурой художественной жизни советской России.
Гороховец основан в 1168 году великим князем Андреем Боголюбским как укрепленный пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества. Свои задачи форпоста и крепости город выполнял до 1619 года. В Смутное время Гороховец в числе первых городов присоединился к движению народного ополчения.
Золотом веком города стал период второй половины XVII — начала XVIII веков, когда начался бурный экономический рост, обусловленный выгодным расположением торговых путей. Большую роль в развитии Гороховца играла река Клязьма. Богатые купцы начали возводить каменные церкви взамен обветшавших деревянных, монастыри и собственные палаты. Именно в те годы сложился уникальный архитектурный ансамбль города.
Самый древние каменные палаты, построенные на посаде, – дом Ершова (Судоплатова). Он был построен самым богатым в то время купцом Гороховца Семеном Ершовым, разбогатевшим на производстве и торговле винной продукцией. Ершов был членом гостиной сотни – привилегированного сословия торговых людей. Члены гостиной сотни освобождались от тягла (налога), накладываемого на посадских людей, могли исполнять обязанности местных чиновников.
Дом стоит почти напротив Благовещенского собора на бывшей Благовещенской площади (ныне пл. Патоличева),
недалеко от входа в Сретенский монастырь.
Отличительная особенность этого старинного дома – его огромный размер. Тридцатиметровый в длину и десятиметровый в ширину, он был самым большим в древнем Гороховце, но очень простым по форме, с традиционной для деревянной «избы со связью» планировкой: две палаты, расположенные по бокам сеней. Кирпичного крыльца, столь типичного для гороховецких жилых зданий конца XVII века, не было.
Закат купеческого рода Ершовых начался в 1720-е годы. Старинный дом приобрели в собственность купцы Ширяевы, которые извечно соперничали с Ершовыми. Во второй половине XVIII в. дом Ершова на площади перешел к купцам Судоплатовым. С именем Егора Дмитриевича Судоплатова связано развитие в Гороховце промышленного производства: ему во второй половине XVIII века принадлежал единственный в городе колокольный завод. В настоящее время в доме располагается мини-отель «Дом Ершова».
И одноименный ресторан. Качество блюд средненькое, цены высокие, но зайти туда хотя бы раз стоит. Когда еще предоставится возможность отобедать в палатах XVII века!
Еще одно уникальное здание – дом Ширяевых (Шумилиных) – примыкает к Сретенскому монастырю. Братья Григорий и Иван Авдеевичи Ширяевы, входившие в гостиную сотню, соперничали с родом Ершовых. Купец Ершов построил в Гороховце первые каменные палаты. Купцы Ширяевы добились разрешения на постройку дома вплотную к Сретенскому монастырю, что являлось большой честью для его хозяев. Дом формирует западную стену монастыря, выходя торцом на главную площадь Гороховца.
Парадный же двор перед южным фасадом здания расположен за оградой монастыря.
Дом был очень представительным, в три этажа (но третий этаж был деревянным, на каменный его перестроили лишь в XIX в.). По описанию 1760 года в нем имелось 18 покоев, расположенных анфиладой, что отличало его от других посадских жилых зданий и напоминало дворцовые строения западного типа.
Дом поражает великолепием узорных наличников с изящными колонками и килевидными завершениями на ленте окон второго, парадного, этажа.
Объемное крыльцо с ползучей (наклонной) аркой и светелкой («девичьей») над ним придавало особую значимость дому городских состоятельных купцов.
Во владении Ширяевых здание находилось вплоть до 1823 г. Дом купил мещанин А. Канонников, но через несколько лет продал купцу Е. Шумилину, наследники которого владели им до 1917 г. На фото: северный фасад дома Ширяевых (слева).
Самая монументальная древнерусская гражданская постройка Гороховца — дом Ершова (Сапожникова) на ул. Нагорной, 4. Свой дом у подножья Пужаловой горы Ершов построил в 1680-е годы.
В отличие от двухэтажного каменного дома, который находится на городской площади, палаты, построенные через двадцать лет, уже претендуют на звание настоящих хором.
В декоративном убранстве фасадов нашло отражение функционального назначения этажей. Оконные проемы первого (подклетного) хозяйственного этажа небольшие, простые, без наличников. В подклетах хранились оружие, конская сбруя, одежда, домашняя утварь и съестные припасы. В свое время на все окна были навешены железные ставни с запорами от «татей», в проемы вставлены кованые решетки.
Окна второго, парадного, этажа имеют богатые фигурные наличники, формы которых чередуются. Кроме того, верх второго этажа декорирован орнаментальным фризом.
К зданию с севера было пристроено резное крыльцо, с которого можно было пройти в сени второго и третьего этажей, а из них – в комнаты. Крыльцу в древности уделяли особое внимание, так как именно здесь хозяева встречали и провожали гостей. Крыльцо было лицом дома.
Внутри здания – сводчатая крестовая палата, сени, комнаты хозяина и хозяйки дома, крутые и узкие внутристенные лестницы. Одна из таких лестниц ведет в подклет, из которого во времена Ершова начинался тайный подземный ход, в случае опасности выводивший далеко за пределы города. В конце XIX столетия ход был уже аварийным; в ходе реставрации 1970-х годов вход в него замуровали. Удивительным образом со времен Ершова сохранились деревянные ворота ограды усадьбы. Сейчас это уникальный образец древнерусской архитектуры малых форм и единственный во Владимирской области памятник деревянного зодчества XVII века. Ныне в доме Ершова (Сапожникова) располагается Музей купеческого быта.
Двухэтажный дом Опарина расположен на берегу Клязьмы и своим парадным крыльцом выходит на реку, как бы «поворотившись задом» к центральной площади города. И тому были причины.
Род купцов Опариныхбыл одним из самых старинных и состоятельных в Гороховце вплоть до конца XVIII в., как и род Ершовых, с которым он издавна соперничал. Однако летописи Гороховца рассказывают о том, что еще в 1670-х годах Ершовы были не только самой богатой, но и уважаемой семьей города, а Опарины не пользовались большим уважением у горожан. И когда в 1700 году на средства С. Ершова в самом центре Гороховца был возведен великолепный Благовещенский собор, опаринское дом «отвернулся» от него: красное крыльцо было перенесено на северную сторону, выходящую к реке. При этом оно было спроектировано так, что по форме напоминало массивное крыльцо собора с толстыми столбами и призвано было отражать высокий статус рода Опариных.
В настоящее время в доме Опарина работает городской ЗАГС.
Неподалеку от дома Опарина, на той же улице Набережной, расположен дом Канонникова (Канунникова). Первый владелец времен его постройки конца XVII века неизвестен. По документам 1771 года он принадлежал «купецкой жене вдове», Катерине Петровне Канунниковой.
Ее сыновья, купцы второй гильдии, значились как «именитые граждане» Гороховца. Представители этой семьи владели домом вплоть до революции. Купцы Канонниковы жили скромно, это и сказалось на отделке дома. Нет красивых наличников на окнах второго этажа, архитектура дома аскетична и даже сурова.
Обращает на себя внимание отсутствие «красного» (парадного) крыльца: архитектурная мода изменилась, и парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа на второй, превратилась из наружного элемента здания во внутренний. Планировка же самого здания не отличалась от подобных палатных домов XVII в.
Интересная особенность интерьеров дома – система теплых полов (!), но до наших дней сохранились лишь фрагменты дымохода внутри кирпичных полов. Совсем недавно в отреставрированном доме Канонниковых открылся археологический музей.
На спуске с Николиной горы, под Свято-Никольским монастырем, в одном дворе расположены две «каменные избы», выстроенные на рубеже XVII—XVIII веков. Это дом Турулова (Румянцева) и дом Воронина (Белова). Дома находятся в частных владениях за высокими заборами. Создалось впечатления, что в них давно никто не живет и здания требуют срочной реставрации и ремонта.
>>В XIII веке в летописи город назван Градом Пресвятой Богородицы. Это единственный в истории нашего государства случай столь торжественного и высокого звания для города-крепости.
Никакое это не торжественное и не высокое звание. Это просто указание на то, что к моменту татарского нашествия крепостью владел Владимирский Успенский собор.
>>опаринское дом «отвернулся» от него: красное крыльцо было перенесено на северную сторону, выходящую к реке.
Это городская легенда. На самом деле дом был изначально выстроен ровно в том виде, в котором пребывает и сейчас.
Если вы смотрели в детстве советские киносказки - а вы их, конечно, смотрели, - то в Старице вас будет не покидать ощущение, что вы попали в одну из таких сказок. Но, как это ни удивительно, в этом дивном городке (около 7 тыс. жителей) проходили только съёмки многих сцен фильма Ролана Быкова «Чучело» в 1983 году. Город основан в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем как крепость на реке Старице - левом притоке Волги.
«Срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову, на Старице," - говорилось в Тверской летописи.
В Средние века Старица не раз переходила из одного княжества в другое. В 1391 году вокруг городской крепости был устроен новый защитный ров длин
Вы знаете, друзья, что красной нитью через все наши публикации проходит призыв: путешествовать нужно самостоятельно, где только это возможно! Да, нужно потратить некоторое время на поиск информации и подготовку, но это всегда, я почеркиваю - всегда - окупается сторицей. И вот вам самый свежий пример о туре выходного дня. В минувшую субботу, 29 июня, съездили во Фролищи (Володарский р-н Нижегородской области) на ХI Межрегиональный фестиваль народной культуры «Фролищенские гостёбы».
Усадьба расположена в Торжокском районе Тверской области, на берегу реки Тверцы, близ деревни Василёво. Усадьба принадлежала тверскому дворянину Львову, для которого в конце 18 века его дальний родственник, знаменитый архитектор, уроженец Тверской губернии Николай Львов (1753–1803) создал архитектурно-парковый комплекс. Главный дом усадьбы не сохранился (сгорел еще в 19 веке). Барские покои переместились в хозяйственный корпус. Он примыкал к оранжерее, в которой выращивали персики и сливы-ренклоды, а также проживали около двух десятков павлинов. Отрегулярной парковой частипоместья сохранилась великолепная липовая аллея, шедшая к главному дому ус
Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты (1508-1570) в Александровской слободе
Распятская церковь-колокольня высотой 56 метров была возведена при Иване Грозном в 1571 году, сразу после новгородского погрома. Во время реставрации колокольни, проведённой в 1945 году, выяснилось, что построенный ранее на этом месте храм был обложен дополнительной кладкой и надстроен. В толще стены реставраторы обнаружили заложенные горизонтальные профильные тяги и наличники. Исследователи выяснили, что храм-предшественник, освящённый во имя святителя Алексия, митрополита Московского, относился к временам Василия III. Эту небольшую восьмиугольную церковь (со стороной не более четырёх метров) при Ив
Гостиный двор - это визитно-гостевой центрТобольского Кремля. Тут и мини-отель с номерами, стилизованными под эпоху Петра I, и прекрасный Музей сибирского предпринимательства, и Крапивная мастерская, и Палаты Сибирского Воеводы, а также кафе «Поварня» и сувенирные лавки «Торговые ряды». Крапивная мастерская «Трава-огонь» знакомит с уникальным сибирским промыслом — созданием холста из крапивы. Это ремесло имело широкое распространение у северных народов Сибири, но с развитием фабричного производства было забыто. В Мастерской можно увидеть уникальную коллекцию изделий из крапивного полотна, привезенную из северных экспедиций более 100 лет назад. Узнать, каки
23 августа 1839 года на мысе Чукман был торжественно открыт памятник атаману Ермаку. Распоряжение о строительстве памятника было дано Николаем I в ознаменование 250-летия присоединения Сибири. Проект был разработан академиком архитектуры Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова, но воплощение его в жизнь затянулось. Только в 1830 году на Горнощитском мраморном заводе под Екатеринбургом приступили к изготовлению обелиска. Эта работа длилась несколько лет, и наконец в декабре 1835 года санный поезд из четырехсот лошадей доставил в Тобольск подготовленные части памятника. Но лишь через два года инженер Биркин взялся установить памятник. Место дл
Комментарии 7
Никакое это не торжественное и не высокое звание. Это просто указание на то, что к моменту татарского нашествия крепостью владел Владимирский Успенский собор.
>>опаринское дом «отвернулся» от него: красное крыльцо было перенесено на северную сторону, выходящую к реке.
Это городская легенда. На самом деле дом был изначально выстроен ровно в том виде, в котором пребывает и сейчас.