О ветеранах замолвлю я слово…
29 июня 2024 года в Поповской средней школе, которая раньше называлась средняя школа совхоза «Октябрь», распахнутся двери для праздничной встречи. У нас юбилей – 95 лет! С нетерпением ждём педагогов, работавших в нашей образовательной организации, и выпускников разных лет. Почётное место на этой встрече мы отводим нашим ветеранам.
В словаре С.И. Ожегова читаем: «Ветеран – старый, заслуженный деятель, работник». Рассказывая о ветеранах педагогического труда нашей школы, находящихся на заслуженном отдыхе, на первое место я бы поставила слово «заслуженный». И не важно, есть у ветеранов официальное звание «заслуженный» или нет, они снискали его своим беззаветным служением профессии.
Именно эти люди дали путёвки в жизнь сотням выпускников нашей школы. Они вооружили их не только знаниями, так необходимыми в жизни, но и научили верить в лучшее, видеть доброе, преодолевать трудности, быть достойными людьми.
Лисицына Нина Иосифовна в 1959 году окончила Куйбышевское педагогическое училище, получила направление в Карасукский район. Поступая в учебное заведение, готовящее будущих педагогов, Нина до конца не осознавала, что эта профессия станет смыслом её жизни. Молодого специалиста назначили учителем начальных классов в село Осиновка. Здесь Нина Иосифовна нашла свою любовь и судьбу. После рождения первенца семья Лисицыных переехала в Поповку. Пришлось преодолеть много трудностей бытового плана, но в те годы всем приходилось нелегко.
Места учителя начальных классов не было. Молодой учительнице приходилось работать старшей вожатой, воспитателем группы продлённого дня. Рассказывая о времени, наполненном духом коллективизма, энтузиазма, Нина Иосифовна вспоминает о том, как бережно дети относились к берёзовой роще на Зелёной улице. За рощей проводили пионерские сборы, на День пионерии организовывали большой костёр, играли, пели песни. Тепло вспоминает учитель своих учеников из первого выпуска. Называет по именам: Семён Мирошниченко, Толя Дрыгин, Витя Калита, помнит особые математические способности Нади Мальцевой.
Нина Иосифовна – это чуткий, преданный делу педагог. За долгие годы выработала такие качества учителя, как искренний интерес к ребёнку, справедливость, требовательность, ей свойственны педагогический такт, индивидуальный подход к детям, умение эффективно организовать внеклассную работу и объединять свои действия с родителями.
Главное богатство и награда для педагога, считает Нина Иосифовна, – след, оставленный в душах детей. А выпускники говорят своей первой учительнице слова признательности за открытие бескрайней страны знаний.
Каждый, получивший статус ветерана труда, прошёл достойный путь, но о Наталье Ивановне Кайгородцевой, учителе математики и физики, хочется сказать особо. Это всесторонне образованный человек, прекрасно разбирающийся во многих областях знаний. Наталья Ивановна – требовательный педагог, отзывчивый и доброжелательный, обладающий педагогическим тактом. В этом учителе прекрасно сочетались широкая эрудиция, простота и интеллигентность, удивительное трудолюбие, требовательность к себе и к ученикам, искреннее желание дать обучающимся прочные знания, приобщить их к требованиям современной жизни.
Был период, когда школа остро нуждалась в учителе химии. Администрация обратилась к опытному педагогу, Наталья Ивановна согласилась вести новый предмет. В течение доброго десятка лет она преподавала химию, много времени и сил потратив на глубокое изучение содержания предмета и методику преподавания. Кроме того, технологию и профессиональное обучение по направлению «Швейное дело» тоже пришлось осваивать Наталье Ивановне. Её выпускницы успешно защищали проекты и сдавали профессиональные экзамены и получали документы установленного образца.
За 40 лет педагогической деятельности Наталья Ивановна сделала три выпуска как классный руководитель. Её воспитанникам запомнились экскурсии и походы не только пешие, но и велосипедные. А какие фотосессии Наталья Ивановна организовывала со своими учениками! Сколько мероприятий, которые запоминаются надолго, было проведено не для «галочки», а от души! Проходят годы, а выпускники помнят своего педагога, приезжают в гости, благодарят за своевременные советы и заботу. Компетентность, честность и порядочность – вот три кита, на которых строилась учебная и воспитательная деятельность Натальи Ивановны Кайгородцевой.
Находясь на заслуженном отдыхе, Наталья Ивановна ведёт активную общественную работу: входит в совет ветеранов при Знаменском сельсовете, участвует в соревнованиях по шахматам. Её уважительно называют местным архивариусом, а ещё шутливо – Шрайбикусом. Наталья Ивановна в качестве фотокорреспондента присутствует на школьных и сельских мероприятиях. Являясь модератором группы «Поповское землячество» на сайте «Одноклассники», размещает фото и видеоматериалы. Именно Наталье Ивановне принадлежит заслуга в сохранении современной истории сел Поповка и Осиновка.
В трудовой книжке Орищенко Галины Васильевны одна запись о приёме на работу учителем физики, датированная 15 августа 1972 года, и ещё одна –об увольнении в связи с выходом на заслуженный отдых в 2008 году, не считая записей о многочисленных поощрениях и наградах. А сколько за эти 36 лет было проведено уроков, внеклассных мероприятий, походов! Никто не занимался такими подсчётами. Меня всегда поражало, насколько органично вносила Галина Васильевна творческую составляющую в такую точную науку, как физика. Её открытые уроки всегда были верхом совершенства. Хотелось включиться вместе с учениками в завораживающий творческий процесс.
Галина Васильевна воспитала достойную смену. Выпускник школы Кондратов Анатолий Александрович уже много лет обучает детей физике и математике, продолжает дело своего учителя. Это толковый, грамотный специалист, которым Галина Васильевна может гордиться. Первый выпуск, как первая любовь, остаётся в памяти навсегда. Галина Васильевна вспоминает Зину Лямзину, Иру Гребенюк, Володю Дводненко… Выпускники звонят, поздравляют любимого учителя с праздниками, благодарят за тепло и понимание. А походы и поездка в город-герой Волгоград уже с другими выпускниками – это незабываемые события! Они свежи спустя годы и в памяти выпускников, и в воспоминаниях учителя. На вопрос о том, часто ли вспоминается школа, Галина Васильевна отвечает, что школа снится до сих пор. Наверное, потому что школа – это важная часть её жизни!
Татьяна Петровна Шаманская – педагог с 47-летним стажем. Энергичная, инициативная, позитивная – именно такую характеристику можно дать нашей старшей вожатой, которая оставила яркий след в памяти пионеров не одного поколения. Пионер – значит первый. Быть первой – это жизненная позиция Татьяны Петровны, от которой она никогда не отступала. Именно к этому она стремилась и настраивала на победу своих воспитанников. А как к старшей пионервожатой тянулись дети! В маленькой пионерской комнате всем желающим не хватало места. Дружина имени Зои Космодемьянской Поповской средней школы со своими славными традициями гремела на весь район. Пионерские костры, игра «Зарница», слёты и сборы, шефская работа пионеров над октябрятами и многие другие дела были основными в жизни учеников и педагогов того времени. Жизнь в пионерской дружине под руководством Татьяны Петровны била ключом. Дети, едва успев пообедать, спешили снова в школу.
Туристическая поездка по ленинским местам в село Шушенское стала важным событием в жизни активистов дружины. Сопровождали детей Шаманская Татьяна Петровна и учитель начальных классов Тарлышева Раиса Абрамовна. А ещё в течение двух недель наша старшая пионервожатая работала во Всесоюзном пионерском лагере «Океан» во Владивостоке. Всего не перечислишь! Татьяна Петровна старалась зажечь огонь познания, добра и любви в душе каждого ребёнка. А это, без сомнения, благое дело.
Шаманская Татьяна Петровна была удостоена почётного знака ЦК ВЛКСМ, позднее награждена Почётной грамотой министерства просвещения РСФСР, а в 2014 году – знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Работа с детьми младшего школьного возраста дала новый импульс творческой деятельности талантливого педагога. Татьяна Петровна на своих уроках учила детей глубоко мыслить, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Практически все выпускники начальной школы, обучающиеся у Татьяны Петровны, подтверждали свои прочные знания в основной школе. А выпускницы Медянникова Алина и Меченкова Яна получили золотые медали. И в этом, безусловно, есть заслуга и их первого учителя.
Особое место в системе воспитания Татьяна Петровна отводила работе с родителями. Какие совместные праздники проводила она с детьми и родителями! Как это было ярко, празднично, зрелищно! Ученики до сих пор вспоминают счастливые моменты школьной жизни, многие из которых связаны с именем первой учительницы Татьяны Петровны.
Журба Надежда Алексеевна, учитель начальных классов, имеет педагогический стаж 40 лет. Выбор учебного заведения за дочь сделали родители, но зато способную ученицу зачислили сразу на второй курс. По окончании Карасукского педучилища выпускницу направили в Грамотино, а спустя полтора месяца за ней из Поповки приехал директор средней школы совхоза «Октябрь» Кардаш Василий Арсентьевич на грузовой машине. Надежда Алексеевна с улыбкой вспоминает, что водитель грузовика Прочан Иван Яковлевич, дядя её будущего мужа, сказал пророческую фразу: «Невесту тебе, Алексей, привёз».
В Надежде Алексеевне удивительным образом сочетаются строгость и сердечность, требовательность и мягкость. Некоторые учителя начальных классов любили работать с классами, в которых было больше девочек, потому что с ними проще договориться, они добросовестнее, покладистее. А Надежда Алексеевна с удовольствием работала с самыми трудными мальчишками. Её выпускники, даже самые слабые, всегда усваивали базовые знания. Каждая минута урока работала на учеников!
Часто студенты Карасукского педагогического колледжа, выпускники нашей школы, проходили педагогическую практику у Надежды Алексеевны, потому что знали, что получат ценные методические рекомендации и практические советы по проведению урока или внеклассного мероприятия.
Выпускники Надежды Алексеевны с благодарностью говорят о своём первом учителе как о чутком педагоге, преданном своему делу, знающем возможности каждого ученика и беззаветно любящем детей.
О Мищенко Зое Фёдоровне, имеющей стаж 51 год, можно сказать, используя известную пословицу: «Где родился, там и пригодился». После окончания школы Зою Васькину приняли на работу лаборантом. Затем открылась вакансия воспитателя группы продлённого дня вначале с шестилетками-подготовишками, потом с детьми из начальной школы и с учащимися 5-6 классов. Знания, полученные в Карасукском педучилище, помогали в профессиональной деятельности. Зоя Фёдоровна всегда любила детей. Она убеждена, что без этого нельзя работать в школе. Ребятишки отвечали ей взаимными чувствами.
Организуя подготовку домашних заданий в группе продлённого дня, Зоя Фёдоровна стремилась формировать самостоятельность у учащихся. А сколько интересных клубных часов проводила! Дети всегда с интересом слушали воспитателя, активно участвовали в беседах. Технических средств почти не было. Сказки – на грампластинках. Фильмы детские заказывали, потом смотрели на большом экране в клубе. Но дети стремились в группу Зои Фёдоровны, потому что там их ждали, любили, помогали и поддерживали. Воспитатель, как и учитель, считает Зоя Фёдоровна, должен найти путь к сердцу каждого ребёнка, достучаться до его души. Родители, отправляя детей в ГПД, были спокойны за безопасность своих ребятишек и за их подготовку к урокам, потому что они находились под надёжным крылом грамотного педагога.
Есть среди ветеранов труда и те, кто получил профессию, далёкую от педагогики, но в силу определённых обстоятельств связал свою судьбу с Поповской средней школой. Дрыгина Галина Гаврииловна с детства мечтала стать учителем, хотела поступить на географический факультет Омского государственного педагогического института. Привлекали девушку естественные науки. Но её мечтам не суждено было сбыться, потому что строгий папа, участник Великой Отечественной войны, сказал, что ей выделили направление на ветеринарный факультет сельхозинститута. Галина ослушаться родителя не посмела. Зато в институте встретила Фёдора Дрыгина, за которого вышла замуж сразу после окончания вуза. Так семья молодых ветврачей Дрыгиных оказалась в совхозе «Октябрь» Карасукского района. Отработав 15 лет ветврачом и главным специалистом, Галина Гаврииловна уволилась. Устроилась в школу завхозом. Видя, как заинтересованно и искренне общается с детьми Галина Гаврииловна, как школьники тянутся к ней, директор Харченко Александр Григорьевич предложил ей попробовать поработать воспитателем в ГПД. И тут душа не состоявшегося в молодости педагога развернулась! Руководство школы по достоинству оценило работу с детьми Галины Гаврииловны и вскоре предложило место учителя начальных классов. Галина Гаврииловна в возрасте 40+ поступила в Карасукское педучилище и успешно его закончила. Сомнений не оставалось: она на правильном пути. Долгая дорога к мечте завершилась победой! Доброжелательный тон, педагогический такт, ясное видение цели, введение в ход урока ролевых игр и творческих заданий помогали учителю достигать полного взаимопонимания с обучающимися и решать проблему обучения и воспитания младших школьников.
26 лет Галина Гаврииловна проработала учителем начальных классов, последние два года перед выходом на заслуженный отдых трудилась педагогом-логопедом с детьми с ОВЗ. Её воспитанники, спустя годы, вспоминают любимого учителя и благодарят за уроки доброты и дружбы.
Нагорный Василий Павлович, как и Галина Гаврииловна, закончил сельхозинститут, только в городе Новосибирске, и получил специальность «учёный агроном». Проработал в совхозе «Калиновский» в течение пяти лет главным агрономом. Окончив Высшую партийную школу, был избран секретарём парторганизации в совхозе «Октябрь». А в 1989 году Василия Павловича пригласили на работу в школу на должность военрука. Имея звание старшего лейтенанта запаса, он прошёл курсовую подготовку военных руководителей НВП при Новосибирском высшем военном училище и в течение 34 лет обучал детей НВП и ОБЖ. Приходилось ему вести и уроки политологии, истории.
Василий Павлович отмечает, что в учениках всегда ценил стремление к знаниям, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение. На уроках педагог воспитывал бережное отношение школьников к истории государства, формировал активную гражданскую позицию, систему взглядов по защите их в окружающем мире. Он учил правильному пониманию здорового образа жизни, учил распознавать и оценивать опасности.
Кроме того, Василий Павлович в течение многих лет успешно готовил юношей, давая профессиональные знания по дисциплине «Сельскохозяйственные машины». Выходя из стен школы, юноши получали вместе с аттестатом зрелости удостоверение «Тракторист-машинист 3 класса». Многим выпускникам очень помог этот документ и на службе в рядах Российской армии, и в профессии, за что они искренне благодарны Василию Павловичу.
О Любови Эдуардовне Ташкиной тоже можно сказать, что случай привёл её в учительскую профессию. Любовь Таран после окончания Омского профессионального училища получила специальность «Портной верхней мужской и женской одежды», работала швеёй, заведующей ателье. Дочки всегда могли похвастать модными платьицами, сшитыми мамой, а сыновья – брючками и пиджачками. От природы мягкая, покладистая, трудолюбивая, Любовь Эдуардовна была прекрасной хозяйкой: и в огороде у неё всё росло как на дрожжах, и в погребе полки ломились от заготовок, и пирогами радовала не только собственных детей, но и их друзей-подруг. Короче, руки Любови Эдуардовны не знали скуки.
И вот такая мастерица появилась в Поповке. В 90-ые годы, в пору тотального дефицита, её неустанные руки обшивали почти всех женщин Поповки. А сколько Любовью Эдуардовной было изготовлено дублёнок и полушубков из овчин!
Если для юношей нашёлся специалист для профессионального обучения, то для девушек-старшеклассниц учителя не было. Директор школы Шевкунова Алевтина Алексеевна решила рискнуть, пригласив на работу профессиональную швею, не имеющую педагогического образования. И не прогадала! У Любови Эдуардовны оказался природный дар народного педагога. На своих уроках Любовь Эдуардовна не только обучала основам швейного дела, но и давала ученицам своеобразные уроки семейного воспитания. Кстати, все выпускницы успешно сдавали экзамены преподавателю из учебно-производственного комбината Литау Л.Ф. Если даже девушки и не поступали в профессиональные училища, готовящие портных, полученные навыки шитья и ведения домашнего хозяйства, безусловно, пригодились всем в жизни.
Увлечённость своим делом, высокая работоспособность – всё это создало Любови Эдуардовне авторитет среди коллег, учеников и их родителей.
Сидорова Галина Ефимовна, ветеран труда, проработала в средней школе совхоза «Октябрь» 20 лет учителем химии и биологии. За время педагогической деятельности зарекомендовала себя методически грамотным, творчески работающим, знающим специалистом. Галина Ефимовна умела находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося. Уроки химии и биологии творческого педагога – это своеобразное деловое сотрудничество учителя и учащихся, увлекательный творческий поиск новых открытий, где обучающиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно находят новые решения.
У Галины Ефимовны было здоровое стремление быть первой. У неё был самый лучший по тем временам кабинет с полным набором технических средств обучения. Выпускники, встречаясь со своим учителем и классным руководителем, благодарят её не только за полученные знания, но и за понимание и сердечность.
Рассказ о ветеранах, находящихся на заслуженном отдыхе, которые, хотя и оставили педагогическую деятельность, продолжают жить интересами родного коллектива, может быть дополнен повествованием о работающих ветеранах педагогического труда. Это Гребенюк Валентина Ивановна, учитель математики с 48-летним стажем, Нагорная Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы. Подтягиваются к ним и «молодые» ветераны, не так давно получившие этот статус: Гринченко Галина Ивановна, бывший директор школы, учитель русского языка и литературы, Ляховская Ольга Феодосьевна, учитель русского языка, литературы, географии, Козлова Елена Евгеньевна, воспитатель. Все они классные специалисты, имеющие большой опыт, прекрасно владеющие глубокими знаниями и современными технологиями. И рассказ об этих достойных людях – это ещё одна страница истории Поповской средней школы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5