Ответственность и контроль – эти два понятия очень часто идут рядом и в чем-то даже похоже, но они не одинаковые.
Ответственность – это способность самостоятельно принимать решения и готовность отвечать за их последствия, как негативные, так и положительные.
Контроль – способность или ощущение способности (иллюзия) влиять на ситуацию, других людей, текущие обстоятельства и прочее.
Так в чем же разница?
Давайте на примере вождения автомобиля.
Процесс управления машиной – иллюзия контроля. Да, мы держим в руках руль и регулируем скорость. Все. На этом наша зона ответственности, по сути, заканчивается. Мы не можем управлять погодой, качеством дорожного полотна, другими водителями и пешеходами, не можем заранее спрогнозировать курьера-велосипедиста, спешащего доставить заказ поперек потока на красный свет. Да, мы даже собственными детьми, сидящими на заднем сиденье, управлять не можем. То и дело приходится им напоминать, что в машине нужно сидеть на попе, а не стоять на ушах.
Так вот. Когда я сажусь за руль, я беру на себя ответственность в рамках моих возможностей: соблюдать ПДД, не разговаривать по телефону, не превышать скорость, ехать в своей полосе и т.д. Все остальное уже не моя зона контроля.
Этот пример я привела, чтобы стало понятнее: мы очень часто корим себя за то, чем управлять мы в принципе не в состоянии. За развод родителей, когда нам было 8 лет, за плохое настроение мужа, за свои эмоции, которые расстроили маму.
И из этих моментов начинают вылезать разнообразные копинги: не ходи, не проявляйся, не показывай себя настоящую, не злись. А все это уже контроль. Ну, или точнее его попытка, так как рано или поздно происходит срыв.
Контроль в поведении чаще всего проявляется через запреты и ограничения. Мы запрещаем ребенку сильно качаться на качелях, потому что, ВНИМАНИЕ!, мы боимся, что он упадет. И наш страх запрещает ему радоваться и получать удовольствие. Просто нельзя и все. Никакого понимания почему именно так, а не иначе.
Что с этим делать?
Во-первых, постепенно научаться понимать, что происходит с нами. Добро пожаловать в осознанность!) Почему мы делаем именно так?
Во-вторых, делить ответственность поровну. Ну, на сколько это возможно. Когда одному из моих племянников было года 4, ему было очень любопытно потрогать огонек на свече. Он же яркий, красивый. И часть меня вопила, требуя запретить ребенку приближаться к опасности. А другая часть объяснила ему, что огонь может обжечь и позволила поднести палец близко. Он на своем опыте понял, что такое горячо. То есть моя доля ответственности была безопасно и на примере объяснить малышу, почему не стоит так делать. Теперь его доля ответственности – беречь себя и не совать руки в огонь*
То есть, если в следующий раз он обожжется, то это, наглядно покажет ребенку, а потом и взрослому, причинно-следственную связь между своим действием и его результатом. А, значит, даст возможность управлять ситуацией и прогнозировать последствия.
Здесь еще важно поговорить о гиперконтроле, но эту тему я оставлю на следующий пост)
*Важно!
Все зависит от возраста и особенностей развития ребенка. Объяснять двухлетке, почему нельзя лезть на подоконник 11 этажа и опираться на стекло – бессмысленно. В этом возрасте задача родителя – обезопасить.
А вот тотально запрещать школьнику готовить – прямой способ отбить желание даже пробовать.
Подпишись, у нас интересно)
#психология #мысли #цитаты #саморазвитие #умныемысли #любовь #жизнь #отношения #мысливслух #афоризмы #мотивация #стихи #счастье #мудрость #душа #бизнес #успех #цитатывеликихлюдей #развитие #цитата #цитатывеликих #психологияотношений #философия #семья
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1