ВЗЯТЬ ИХ НЕОТКУДА
В день инаугурации Владимира Путина на новый президентский срок он встретился с
рядом командиров частей и соединений, участвующих в СВО. Был среди них и генерал-майор Олег Власов, возглавляющий Севастопольскую 810-ю отдельную гвардейскую ордена Жукова бригаду морской пехоты Черноморского флота. Которая прямо
сейчас, не выходя из боёв, разворачивается в отдельную дивизию морпехов.
Вероятно, генерал неприятно
удивил Верховного рассказом
о том, как именно это происходит. По словам Власова, на день
начала спецоперации общая численность 810-й отдельной бригады составляла лишь 2441 человек.
Сегодня, в результате энергичных
организационно-штатных мероприятий, черноморских «черных беретов» стало почти в пять раз больше
— уже 11365 матросов, старшин и
офицеров. В принципе, полноценная дивизия. Но мешает одно очень
существенное обстоятельство: штаб
и управление бригады Генштабом ВС РФ на сегодня оставлены в
прежней численности.
Но ведь одно дело организовывать боевые действия, учебу, тыловое, материально- техническое,
медицинское и прочие виды снабжения сравнительно малочисленной бригады. И совсем иное — дивизии. Для неё требуется кратное
увеличение численности офицерского состава.
Обычно развертывание нового
крупного соединения начинается
как раз с создания для него полноценного штаба и управления. А
почему в Севастополе телегу поставили впереди лошади? Ответ
прост: в наших Вооруженных Силах сейчас повсюду критическим
образом не хватает опытных и знающих командиров.
Прямо сейчас на основе бывшего Западного военного округа продолжается воссоздание куда более
мощных Московского и Ленинградского военных округов. До конца
нынешнего года в них планируется
сформировать две дополнительные
общевойсковые армии и 30 новых
соединений. В том числе — 14 дивизий и 16 бригад. Для всего этого воинства требуется просто уйма
офицеров. А где набрать в таком количестве? Негде. Что, собственно, и
иллюстрирует пример 810-й отдельной гвардейской бригады морской
пехоты, с которой мы начали этот
разговор.
Любому понятно, что для преодоления кадровых трудностей хотя
бы в обозримой перспективе придётся срочно разворачивать новые
военные училища и академии. Легкомысленно и даже преступно порушенные в прежние десятилетия.
И вот тут промелькнула ободряющая новость из Ульяновска. В
этом городе, как утверждают, скоро откроется новое высшее военное
авиационное училище летчиков.
Всего второе в нашей стране после
единственного пока оставшегося
«в живых» в результате бесконечных военных «реформ» прежних
лет Краснодарского высшего военного авиационного ордена Дружбы народов училища летчиков имени Героя Советского Союза Серова
(КВВАУЛ).
Новая «альма-матер» военных
пилотов станет выпускать летчиков Военно-транспортной авиации
(ВТА). При этом создавать училище в Ульяновске собираются не
сказать, чтобы совсем уж на пустом месте. Речь идет о передислокации в этот город из Саратовской области того, что осталось
от некогда прославленного Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Главного маршала авиации Новикова (Балашовского ВВАУЛ). А
осталось очень мало чего.
Многие десятилетия уникальное
военно-учебное заведение в Балашове было единственным в стране,
готовившем пилотов сначала для
советской, а потом и российской
ВТА. Но в 2002 году училище было
лишено административной и учебной самостоятельности. И реорганизовано в Балашовский учебный
авиационный центр — 4-й авиационный факультет Краснодарского
военного авиационного института.
Балашовское училище после такой
реорганизации на глазах стало приходить в полнейшее запустение.
Сегодня многие его здания очень
подошли бы для съёмок какого-нибудь фильма-катастрофы.
Очень понятно, почему руководством оборонного ведомства для
нового училища был выбран именно
Ульяновск. Первое: здесь, на заводе «Авиастар», налажен более или
менее ритмичный выпуск тех самых
военно-транспортных «грузовиков»
типа Ил-76МД-90А, на которых и
предстоит, очевидно, летать будущим курсантам. Второе: буквально
под боком здесь Ульяновский институт гражданской авиации имени
Главного маршала авиации Бугаева.
С хорошо оборудованным аэродромом. С опытными преподавательскими кадрами.
Однако в полной мере Министерству обороны таким образом
проблему закрыть не удастся. Поскольку будущее училище всё же
именно военное. А значит — на целый ряд его кафедр понадобятся
не преподаватели с опытом работы в гражданской авиации, а преподаватели в погонах. Словом, для
полноценного перевода факультета военно-транспортной авиации из
Балашова в Ульяновск не обойтись
без переезда туда же офицерских
семей. Какими сложностями это
грозит? Показывает пример передислокации в 2012 году всемирно
известной Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского (ВВИА) из Москвы
в Воронеж.
За десятилетия работы в столице в академии было создано 30 научных школ мирового уровня. По
состоянию на 28 ноября 2012 года в
научных подразделениях академии
работали 670 человек, включая 75
докторов и 130 кандидатов наук.
Этих заслуженных людей склоняли к переезду из столицы в Воронеж, буквально ломая через колено.
Но никакое давление не помогло,
и смогли наскрести для Воронежа
всего 29 человек из 400.
Каков оказался итог такого
безобразия? Поскольку 1 сентября
2012 года было приказано провести в Воронеже первые лекции, а
ничего не готово, тему стартового
занятия с будущими командирами
посвятили тому... как рыть окопы в песчаной и глинистой местности. И эту откровенную «лабуду» 12 лет назад слушал будущий
высший командный состав наших
ВВС! В том числе плоды тех «лекций» российские военные летчики сегодня в рамках СВО пожинают в небе Украины.
Прямо сейчас мы начинаем испытывать последствия того, что
прежнее руководство Минобороны
в сфере военного образования натворило в прежние годы. Не только крайне самоуверенный и на
редкость бестолковый, как теперь
выясняется, «эффективный менеджер» Анатолий Сердюков. При котором в Вооруженных силах РФ
было закрыто более 70 военных
учебных заведений.
Каков на сегодня промежуточный итог не только в военной авиации и морской пехоте? Если честно
— крайне унылый.
Скажем, уже после начала СВО
тогда командир чеченского спецназа «Ахмат», а ныне — начальник Главного военно-политического
управления МО РФ генерал-майор
Апти Алаудинов в эфире одного из
федеральных телеканалов обращал
внимание на необходимость срочного восстановления стройной во
времена СССР системы артиллерийских училищ. Поскольку, с его слов,
теперь на российско-украинский
фронт лейтенанты-артиллеристы
попадают «совсем не обученными».
А где у нас сегодня учат на офицера-артиллериста? Единственно
— в Санкт-Петербургской Михайловской военной артиллерийской
академии. А между тем, в СССР по
состоянию на 1991 год насчитывалось шесть высших командных артиллерийских училищ. Три из них
на Украине — Одесское, Сумское,
Хмельницкое. Остальные в Ленинграде, Коломне и Тбилиси.
Как теперь восстановить хотя бы
часть этого военно-образовательного капитала? Судя по всему, пока
никто не знает.
Сергей Ищенко
«СП
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев